Симптомы психосоматики
Страница 1

Под психосоматикой подразумеваются заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Как говорят в народе, это те заболевания, которые появляются “на нервной почве”. Наиболее известные из них: бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двеннадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертоническая болезнь, мигрень, сахарный диабет, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, крапивница, нейродермит, псориаз, многие сексуальные расстройства, а также нарушения менструального цикла у женщин, климактерический синдром и т.д. Несмотря на то, что все эти болезни разные, психотерапевты находят в них целый ряд общих признаков [12].

1. Начало заболевания провоцируется психическими факторами такими как, психическая травма, эмоциональный стресс. Действие этих факторов может быть кратковременным (смерть близкого человека, депрессия), довольно длительным (конфликт в семье, на работе, болезнь близкого человека) или хроническим (наличие неразрешимых проблем из-за личностных особенностей, комплекса неполноценности, уродства).

2. Не только начало заболевания связано со стрессовой ситуацией, но и любое обострение или рецидив болезни.

3. Течение заболевания в определенной степени зависит от пола и стадии полового созревания. Например, бронхиальная астма до периода полового созревания в 2 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, в то время как в более зрелом возрасте - чаще у женщин, чем у мужчин.

4. Психосоматические расстройства обычно протекают фазно, их обострения в той или иной степени носят сезонный характер.

5. Психосоматические болезни возникают у лиц с генетической и конституциональной предрасположенностью. Практическим психологам этот факт хорошо известен. Один и тот же эмоциональный стресс вызывает у разных людей различные реакции и заболевания.

Также мы рассмотрим Общие симптомы, которые проявляются как у взрослых, так и у детей:

Депрессивные состояния. Как правило, полиморфны, они проявляются в изменении настроения, снижении психической активности и соматического тонуса. Все переживания сопровождаются аффектом тоски. В голову приходят только плохие мысли. Трудно думать, размышлять, двигаться, разговаривать. Голос тихий, едва слышный, движения медленные, совершаются как бы с усилием. Характерная мимика: лицо застывшее, скорбное. Классическая депрессия определяется триадой признаков: пониженное настроение (гипотимия, дистимия), замедленное мышление и двигательная заторможенность. Обычно наиболее выражена именно гипотимия, а другие симптомы наблюдаются только при тяжелой депрессии. Кроме того, для депрессивных расстройств характерны утрата способности радоваться, воли, инициативы, а также потеря интересов и снижение трудоспособности. К вегетативным проявлениям относятся внутреннее напряжение, утомляемость, отсутствие аппетита, плохой сон, головная боль, сердцебиение, чувство тяжести за грудиной. Когнитивными проявлениями депрессии считают пессимизм, ипохондричность, навязчивые мысли, ощущение ухудшения памяти, чувство собственной малоценности, идеи самоуничижения, суицидальные мысли, симптомы деперсонализации и дереализации.

Основными вариантами депрессии являются меланхолический (тоскливый), тревожный и апатический. При тоскливой депрессии характерным признаком является витальность. Часто встречаются колебания настроения с плохим самочувствием по утрам и заметным его улучшением к вечеру. Человек отмечает утрату способности чувствовать, сопереживать, горе и радость близких его не трогают. Он не насыщается, хотя много ест, иногда потребность в пище вовсе отсутствует. Отчуждение витальных чувств часто сочетается с явлениями деперсонализации-дереализации и может служить источником бредовых идей нигилистического характера. Наряду с эмоциональными расстройствами имеют место нарушения мышления (замедление, затруднения, торможение), самообвинение, самоуничижение. Описанные симптомы составляют так называемую ядерную симптоматику эндогенной депрессии. Указание в анамнезе на периоды сниженного настроения, возникавшие без предшествующих психотравмирующих факторов, или на то, что синдром депрессии сменялся маниакальным состоянием, подтверждает диагноз эндогенной депрессии.

Страницы: 1 2 3 4


Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихи ...

Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, прино ...