Понятие « Я – концепции» вошло в словарь российского педагога – практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога У. Джеймса, основателя психоанализа З. Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известный отечественных психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой.
Что же такое « Я – концепция», какую роль она играет в психической жизни ребенка?
«Я – концепция» - это результат, итоговый продукт работы самосознания ( Психологический словарь. – М., 1997.). «Я – концепция» - система представлений человека о самом себе, котрая включает три составляющих.
Первая составляющая – слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д.
Вторая составляющая – самооценка, эмоционально – аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе.
Третья составляющая – поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
По мнению Роберта Бернса, «Я-концепция» включает в себя следующие три составляющие ( 4, с.43):
Личностные особенности
больных хроническим панкреатитом
Представление о предрасположенности определенных типов личности к тем или иным болезням всегда присутствовало в медицинском мышлении. Еще в то время, когда медицина основывалась исключительно на клиническом опыте, внимательные врачи отмеч ...
Теория личности В. Джеймса
В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из первых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы.
1. Личность, по Джеймсу, имеет две стороны: «эмпирическое Я», т. е. познаваемое и определяемое как личность, и «чистое ...
|