Психология » Самооценка младших школьников » Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии. « Я – концепция» личности как психологическая категория
Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии. « Я – концепция» личности как психологическая категория

Понятие « Я – концепции» вошло в словарь российского педагога – практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога У. Джеймса, основателя психоанализа З. Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известный отечественных психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой.

Что же такое « Я – концепция», какую роль она играет в психической жизни ребенка?

«Я – концепция» - это результат, итоговый продукт работы самосознания ( Психологический словарь. – М., 1997.). «Я – концепция» - система представлений человека о самом себе, котрая включает три составляющих.

Первая составляющая – слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д.

Вторая составляющая – самооценка, эмоционально – аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе.

Третья составляющая – поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

По мнению Роберта Бернса, «Я-концепция» включает в себя следующие три составляющие ( 4, с.43):


Выводы
Сравнение результатов первого и второго эмпирического исследований позволяет сделать следующие выводы: 1. Описанные в литературе закономерности трансформации образа памяти на стадии хранения не являются универсальными. Существует специфи ...

Основные психические процессы
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нуж ...