Теория личности В. Джеймса

В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из первых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы.

1. Личность, по Джеймсу, имеет две стороны: «эмпирическое Я», т. е. познаваемое и определяемое как личность, и «чистое Я», которое познает мир и себя.

2. Структура -эмпирического Я»:

- физическая личность, в которую включены собственная телесная организация, одежда, а также дом, семья, материальноесостояние;

- социальная личность, понимаемая как признание в нас личности со стороны других людей, а также его социальные роли. Это означает, что у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен;

- духовная личность, представляющая собой единство всех духовных свойств и состояний личности: мышление, эмоции, желания и т. п., и ядром этой составляющей является чувство активности Я.

3. Выделение в структуре личности такого важного феномена, как самооценка, которая, по Джеймсу, состоит из самоуважения личности, ее притязаний и внешнего влияния, а именно успешности в осуществлении притязаний.

4. Уровень самооценки можно вычислить по формуле:

Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологи и теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая развивает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды приверженцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.


Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. Организация, методы и методики исследования
Цель экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения и творческих способностей младших школьников по сравнению с детьми более младшей возрастной группы, а именно - по сравнению с детьми старше ...

Нарушения опорно-двигательного аппарата
У детей исключительных в отношении характера большую роль играет не только слабая, заторможенная восприимчивость к воспитанию, но и многие другие факторы, в силу чего они не могут поступать иначе. (В.П. Кащенко) Этиопатогенез 1.1 Детски ...