Психология » Самооценка младших школьников » Поведенческая составляющая «Я- концепции»
Поведенческая составляющая «Я- концепции»
Страница 1

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность «Я- концепции» как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «Образом Я», являются очень сильными и устойчивыми.

Когда возникает наше «Я»? Каковы первые признаки воспоминания? По мнению В.Т. Бахура, доктора медицинских наук, консультанта и руководителя неврологического цикла Центральной республиканской клинической больницы, первые воспоминания всегда очень отрывочные, зафиксировавшиеся в памяти благодаря какому-то необычному сочетанию обстоятельств, чрезвычайно обостривших в этот момент эмоциональную восприимчивость. И хотя какие-то полуосознанные ощущения и восприятия в нашей памяти могут в отдельных случаях относиться к довольно ранним периодам жизни, все же обычно первые четкие фрагменты наших воспоминаний приходятся на возраст не ранее трех лет (6,с. 192).

А что же до этого, до этих первых воспоминаний? На самых ранних стадиях развития младенца, по крайней мере, до 4 месяцев, его личность и окружающий мир еще абсолютно не дифференцируются в его психике. Этот яркий, многоцветный, многозвучный «хаос», впечатления о мире еще даже минимально не систематизированы. Внешнее слито в психике младенца с внутренним. Окружающие предметы для младенца до 4 месяцев существуют как его ощущения. Все действия еще крайне беспорядочны, хаотичны.

Лишь в возрасте 4-8 месяцев ребенок начинает производить действия, уже определенно направленные на предметы и явления, существующие вне его и отдельно от него. В это время и происходит простейшие выделение ребенком своего тела из окружающего. В мозге активно происходят процессы формирования так называемой схемы тела: импульсы, приходящие от различных частей тела, фиксируются в прогрессивно созревающих мозговых структурах, создавая в них некий устойчивый комплекс, соответствующих нашему телесному единству. Ведь именно наше тело, как пишет советский ученый Е.В. Черносвистов, - это то начало отсчета, та формация, которая ограничивает каждое наше «Я». Формирование в мозге структур в виде «схемы тела» и создает в нашей психике основу нашего «Я»(25,с. 89).

Такие первые ступени отделения « Я» от «не- Я» находятся еще на абсолютно неосознаваемом уровне. Но тем не менее они являются большим и важным шагом на пути формирования самосознания, т.е. понимания себя как отдельного существа, находящегося в мире, сознательно его воспринимающего и воздействующего на него в своих целях. А в дальнейшем происходит все более убыстряющийся процесс формирования двух систем в индивидуальной психике – систему «Я» и системы «не – Я», т.е. внешнего мира. Совершенствуется представление о своей физической индивидуальности – своем теле, являющимися границей между «Я» и «не – Я». Важную роль в этих процессах играет изучение ребенком внешнего вида других людей. Ведь уже в 8 месяцев ребенок очень внимательно всматривается в окружающих, в первую очередь мать, отца, братьев, сестер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Логика и интуиция как компоненты творческого мышления
В творческой деятельности логические методы и стратегии решения задач взаимодействуют с интуитивными механизмами мышления, взаимодополняя и взаимоусиливая друг друга. Думается, что противопоставление логики и интуиции, рассудка и "пр ...

Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику
Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельно ...