Психология » Самооценка младших школьников » Поведенческая составляющая «Я- концепции»
Поведенческая составляющая «Я- концепции»
Страница 6

Текущий самоотчет – самоотчет человека за короткий промежуток времени – день, несколько дней, неделю. Такой вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания: человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить положительные качества личности, систематически фиксирует данные самоанализа, свидетельствующие о степени реализации разработанной программы самовоспитания.

Способность человека отмечать даже незначительные сдвиги в работе над собой имеет исключительное значение для развития процесса самовоспитания.

Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки – это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Самоконтроль – это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности – непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.

Сравнение постоянно используется людьми в их размышлениях о себе, о оценке поступков и проявляющихся в них качеств личности. А.Я.Арет выделяет следующие виды сравнения: « тотальное, глобальное, или полное ( когда сравниваем себя с кем-то в целом, во всем), и парциальное, или частичное (когда сравниваем себя в отдельной области), презентное (сравнения себя с кем-то в современнсости, в данный момент) и ретроспективное (сравнение себя с кем-то в прошлом, или сравнение «сегодняшнего Я» с тем, каким мы были в прошлом, год, пять, и т.д. лет тому назад)».

Самооценка

– результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие.

Выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.

Выводы

:

Центральной характеристикой любой личности является «Я- концепция».

Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях.

Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.

Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Медитация
Открытие второго зрения - это одно из интереснейших явлений. С помощью отверстия в черепе, древние люди умели в довольно короткие сроки овладевать способностью вхождения в особые состояния сознания. С течением времени эти знания были утра ...

Этапы развития психологии в период от античности до нового времени
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в УН-У! вв. до н. э., т. е, до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе осно ...