Психология » Работа с семьей » Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста
Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста
Страница 4

Педагогический подход к описанным категориям детей должен быть столь же разным, сколь и впечатление, производимое ими. Активные, любознательные малыши могут и самостоятельно преодолеть свои негативные эмоциональные состояния. Для данной категории детей бывает достаточно общих рекомендаций по проведению адаптационного периода. Так, в определенный момент, когда ребенок начинает чувствовать себя в безопасности и проникается доверием к педагогу, он может самостоятельно успокоиться. У него появится заинтересованность в эмоциональном контакте, затем интерес по поводу той предметно-игровой деятельности, которую ему предлагает педагог. Постепенно к ребенку возвращается его природная эмоциональная живость и активность. Детям, у которых протестные, негативные реакции приобретают выраженный и стойкий характер, целесообразно предложить временно посещать консультативные занятия 1—2 раза в неделю, сместив акцент на домашние занятия и уделив особое внимание именно психологической подготовке детей. Если же и после месячной специальной подготовки негативные реакции не исчезают, родителям можно предложить позаниматься с малышом только дома, получая рекомендации у педагога и продолжая готовить ребенка к посещению коррекционной группы или детского учреждения.

С робкими, тихими и очень застенчивыми детьми знакомство должно быть очень постепенным. Педагогу следует запастись терпением и быть готовым затратить много времени на привыкание малыша, пока у него не исчезнет страх и он не расположится к взрослому. В данном случае не сразу действуют испытанные педагогические методы по налаживанию контакта. Робкому малышу лучше сначала дать время на руках у мамы привыкнуть к новому помещению и научиться переносить физическую близость и соседство педагога. Для успешного решения этой задачи может быть предложено следующее: педагог очень эмоционально и заинтересованно играет рядом с малышом, постепенно может привлекать к игре маму ребенка, но ни в коем случае не пытаться втягивать в игру малыша, особенно если он напряжен и оказывает сопротивление. Дружелюбное соседство педагога, интересные, но не шумные и не резкие игровые действия, отсутствие требования ответных реакций от ребенка, предоставление ему свободного нерегламентированного поведения помогают постепенно создать у малыша чувство безопасности и доверия, и только затем у него может возникнуть заинтересованность игрой. Завоевать доверие педагогу помогает также ласка, хотя малыш не всегда сразу допускает тактильный контакт и сначала может испугаться особенно резких прикосновений педагога. Однако доброжелательность и внимание, проявленные к таким детям, своевременное и чуткое реагирование на изменение эмоционального состояния и потребности малышей способствуют установлению эмоционально-тактильного контакта со взрослым. Этот процесс, как правило, не бывает скорым и легким, требует от педагога гибкости, такта, терпения и огромной любви к каждому малышу. Педагогу следует также знать, что установление эмоционального контакта с ребенком может осложняться не только переживанием им стрессового состояния. Так, например, детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны отсутствие интереса к окружающему (в частности, к людям) и патологическая инертность, которые препятствуют полноценному эмоциональному общению. Особые адаптационные трудности возникают у недоверчивых, неконтактных, заторможенных детей с невыраженной коммуникативной потребностью. С этими детьми педагогу следует быть особенно осторожным и терпеливым, необычайно доброжелательным, эмоциональным, восприимчивым, чутко реагировать на все эмоциональные проявления ребенка, что, несомненно, поможет преодолеть блок недоверия, который препятствует установлению контакта с ним.

Страницы: 1 2 3 4 


Группа причин, порожденных трудовым процессом.
Для многих трудовых коллективов они являются главными источником возникновения конфликтных ситуаций. Н.В.Гришина[4], изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины: Во-первых, конфликты выз ...

Историческое значение и критика идей К. Г. Юнга.
Юнг стремился создать универсальную теорию, объясняющую природу человека, которая открыта для нового опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи оказали существенное влияние на развитие психологии в XX столетии, обогатив и расшир ...