Самосознание, как важный структурный компонент личности, является тем внутренним механизмом, благодаря которому человек способен не только сознательно восприн6имать воздействие окружающей среды, но и самостоятельно, осознавая свои возможности, определять меру и характер собственной активности. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Самосознание с одной стороны «… как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах ее существования, …а с другой стороны, в качестве внутреннего осознанного регулятора поведения самосознание влияет на дальнейшее развитие личности. Оно одно из существенных условий непрерывности развития личности, устанавливающее равновесие между внешними влияниями, внутренним состоянием личности и формами ее поведения» [9]
В настоящее время существует целый ряд определений самосознания. Например, в психологическом словаре мы встречаем такое определение: «Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям».
В понимании И.И. Чесноковой самосознание представляет собой «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». [10]
По мнению В.Г. Маралова «Самосознание – это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я. (Я концепции)0 в свою очередь образ Я, включаясь в структуру Я, как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию». [5]
В определениях самосознания выделяются, как правило, два момента: во-первых, подчеркивается, что самосознание является свойством личности как социального существа, во-вторых, указывается, что объектом самосознания является сам познающий субъект – человек, осознающий различные стороны своей психической деятельности и проявления собственной активности.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от имеющихся ситуаций способна оставаться самой собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
Критерии самосознания таковы:
1. выделение себя из среды, осознание себя, как субъекта, автономного от физической и социальной среды;
2. осознание своей активности: «Я управляю собой»;
3. осознание себя «через другого»: «То, что я вижу в других, это может быть и мое (или не мое) качество»;
4. моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.
Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования. Несколько отличающаяся формулировка самосознания представлена в работах Б.Г. Ананьева и его учеников. По их мнению, ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности.
Л.С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру:
Методика « Сложные аналогии».
Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе.
Содержание методики: испытуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях, на ...
Специфика деятельности психолога учреждения.
Функциональные обязанности психолога школы.
1.Организовать диагностическую работу с детьми девиантного поведения.
2.Держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников.
3.Выявлять и устранять психологические ...
|