Психология » Психодиагностика самосознания » Теоретический раздел. Самосознание и его диагностика
Теоретический раздел. Самосознание и его диагностика
Страница 3

Однако, выделив себя из окружающей среды, ребенок во взаимодействии с самой средой и людьми каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я-концепции».

Основным механизмом формирования самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:

1. принятие точки зрения другого на себя (прямое или опосредованное усвоение чужой точки зрения);

2. прямое или косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д.;

3. трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

4. система контроля за ребенком;

5. система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

6. семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные отношения в семье.

Действие названных механизмов помогает ответить на вопрос «как происходит процесс наполнения Я-концепции, т.е. посредством чего усваиваются и присваиваются представления о самом себе.

Согласно И.И. Чесноковой, развитие самосознания представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование – представление, а затем и понятие своего собственного "Я". В результате этого процесса формируется обобщенный "образ Я". [10]

В.С. Мерлин считает, что самосознание складывается на протяжении всей жизни индивида. Под воздействием многочисленных социальных влияний. В динамике самосознание представлено четырьмя стадиями развития:

1. сознание отличий себя от остального мира;

2. сознание Я как активного начала субъекта деятельности;

3. сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка;

4. социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности [4].

Таким образом, самосознание – это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, отношениях, действиях и поступках. Самосознание – это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Как отечественные, так и зарубежные психологи отмечают, что становление самосознания включено в процесс становления личности и потому оно не подстраивается под него, а является одним из компонентов личности.

Общепризнанна многоуровневая структура самосознания. В зависимости от основания деления принято выделять: когнитивный компонент, основу которого составляет процесс самопознания, аффективный компонент, в основе которого лежит самоотношение, и поведенческий компонент, характеризующийся процессом саморегуляции.

Самосознание может выступать и как процесс, и как результат деятельности. В качестве результатов выделяется система «образов Я»: «Я» реальное, т.е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я» идеальное – т.е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я» - прошлое, т.е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я» - будущее, т.е. совокупность представлений о себе в будущем.

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка - становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый возраст.

Страницы: 1 2 3