Беседа в ходе посещения психотерапевтом ребенка дома

Лучше всего побеседовать с родителями ребенка у них дома, если ребенок и родители приглашают психотерапевта в гости. Не следует, однако, принимать это приглашение в начале психотерапии. Посетить семью ребенка психотерапевт может только тогда, когда уже установились прочные психотерапевтические отношения. Следует сделать все, чтобы у родителей не сложилось впечатление, что психотерапевт использует свой визит для контроля. Особенно это беспокоит родителей, если психотерапевт работает в учреждении, подчиненном управлению по делам молодежи или другим государственным контролирующим инстанциям.

В центре внимания психотерапевта в ходе его визита домой к ребенку должен быть контакт с самим ребенком. В большинстве случаев я бы все же посоветовал психотерапевту воздержаться от угощений. Ребенок может это воспринимать так, как если бы психотерапевт пришел главным образом к родителям, которые приготовили для него вкусную еду. Если психотерапевт согласится поесть во время своего посещения семьи ребенка, то велика опасность, что он будет в основном беседовать только с родителями. Психотерапевт может разве что выпить чашку кофе или какой-нибудь безалкогольный напиток. В любом случае это обязательно должен быть такой же напиток, какой мог бы выпить и ребенок. Во время визита психотерапевта домой следует также придерживаться заранее оговоренного лимита времени. Если такой визит продолжается более часа, то возникает опасность недостаточного соблюдения правила психотерапевтической абстиненции по отношению к семье. Многие конфликтные семьи живут изолированно и втайне надеются на возможность личной дружбы с психотерапевтом.

Особое значение во время визита психотерапевта имеет правильное взаимодействие с находящимися в этот момент дома братьями и сестрами ребенка. Очень важно к ним тоже подойти, но не уделять им основное внимание. В этом случае динамика отношений легко может привести к довольно сложному положению. В некоторых случаях, однако, посещение психотерапевтом семьи ребенка может помочь сделать очень важные выводы о домашней ситуации и положительно способствовать переносу у ребенка.

Особые трудности связаны иногда с тем, что в Германии управления по делам молодежи ожидают от воспитательно-консультационных центров проведения психотерапевтической работы с проблематичными в социальном отношении семьями на дому, так как шансов, что они сами пойдут на прием к психотерапевту, очень мало. В результате, эта категория семей получает определенное преимущество, ограничивающее возможности оказания помощи другим клиентам, которые ищут помощи по собственной инициативе. Психотерапия "на дому" безусловно очень важна. Она позволяет не упускать из поля внимания наиболее слабых членов нашего общества. Но тем самым не должна страдать нормальная работа воспитательно-консультационного центра. Для этой очень сложной работы имеет смысл создать специальную психосоциальную службу. Для работы в этой области необходимо специальное профессиональное образование и, как мне кажется, особое социальное отношение и установка специалиста.