Психология » Педогогика и психология » Высшие чувства и их характеристика. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция
Высшие чувства и их характеристика. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция
Страница 1

Чувства - эмоциональная форма отражения социально значи­мых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением био­логических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с лично­стными, социально значимыми ценностями.

Праксические чувства - чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель гово­рил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформиро­валась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к ре­зультатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчест­вом, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физи­ческое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нрав­ственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм пове­дения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а прак­тическая их реализация - нравственностью. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой са­морегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.

Чувство долга - это осознание и принятие человеком соци­альных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть - способность личности к нравственному самокон­тролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее зна­чимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Эстетические чувства - вос­приимчивость к прекрасному в окружающей предметной и соци­альной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предме­тов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из самых силь­ных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связа­но с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и любознательностью.

Любопытство - направленность сознания на снятие неопределенно­сти с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих - во всех этих случаях действует ориентировочный реф­лекс, лежащий в основе состояния любопытства.

Страницы: 1 2


Психология и естественные науки
Две основные естественные науки с которыми психология тесно связана это биология и физиология, точнее раздел посвященный высшей нервной деятельности. ...

«Тест-опросник родительского отношения – ОРО» (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Материал: опросник (см.Приложение № 1 ) Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются вопросы, на которые вы должны ответить «верно» или «неверно»». Обработка: Ключ: 1)принятие и отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27 ...