Следовательно, труд, увлекающий рабочего своим содержанием и способом исполнения, т.е. труд свободный творческий,, является «игрой физических и интеллектуальных сил», которая доставляет наслаждение. Значит, игра, переходя в труд, не растворяется в нем без остатка, но сохраняется как игра физических и интеллектуальных сиз как игровое начало трудовой деятельности. Не зря человек, с наслаждением отдающийся увлекающей его деятельности, может сказать словами поэта Франсуа Вийона: «тружусь играя». Не напрасно мы, видя, как ловко и умело, искусно и внешне легко человек косит траву или колет дрова, говорим: «Он работает играючи».
Детская игра переходит не только в труд взрослого человека, но в его развлечение, как отмечал в одной известный грузинский психолог Д.Н. Узнадзе. Сама игра имеет развлекательную функцию. В развлечении она доминирует. И хотя развлечение как форма поведения иная, чем игра (человек может развлекаться и общением с другими людьми, и спортом, и искусством и т.д.), в развлечении также сохраняется игровое начало. Это начало в высшей мере содержится и в искусстве как свободной и творческой деятельности. К. Маркс не случайно, говоря о действительно свободном труде даже тогда, когда повсюду в обществе царил труд, oтчужденный от человека и отчуждающий человека, в качестве примера привел труд композитора.
Историко-теоретический аспект проблемы темперамента. Из
истории учений о темпераменте
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он ...
Сравнение теорий личности
Очевидно, что при рассмотрении столь многочисленных и сложных образований, каковыми являются теории личности, выявляется много характеристик, по которым их можно сравнивать и различать. Здесь мы обозначим лишь некоторые наиболее важные, ч ...
|