Психология » Педогогика и психология » Волевая регуляция поведения
Волевая регуляция поведения
Страница 1

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непро­извольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникно­вения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых по­буждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный ха­рактер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предва­рительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершае­мые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведе­ния и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появи­лась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля

является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда воз­можностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществ­ление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объек­тивных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализо­ваны.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществле­нии действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий тре­бует волевого усилия - особого состояния нервно-психического на­пряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и мораль­ные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в сво­их силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Сво­бода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутренне­го мира в самом человеке.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали ис­следования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии — болезненному безволию.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Воле­вые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

Страницы: 1 2 3


Сознание как высшая ступень развития психики.
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобществленного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и ...

Организация психопрофилактической работы с подростками с девиантным поведением. Экспериментальное исследование проявлений девиантного поведения у подростков
На основании результатов теоретического анализа проблемы девиантного поведения, учитывая роль внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие подростков, была поставлена следующая цель: экспериментально изучить особенности девиантно ...