Психология » Методы исследования в возрастной психологии » Методы исследования в возрастной психологии
Методы исследования в возрастной психологии
Страница 1

Комплекс методов исследования которыми пользуются исследуя процесс возрастного развития ребенка состоит из трех блоков и соответствующих им методик. Одна треть методов заимствована из общей психологии; Вторая треть методов – из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья треть методов – из социальной психологии.

Первая треть методов – это методы, которые используются для изучения когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности ребенка с другой, они обязательно адаптированы к данному возрасту ребенка и направлены на изучение важнейших психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение.

С помощью этих методов решаются задачи: извлекается исчерпывающая информация о возрастных особенностях в познавательных процессах детей, а также информация о преобразованиях этих процессов, происходящих при переходе ребенка из одного возраста в другой.

Вторая треть методов – это методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место занимает метод «Близнецов» – при помощи которого исследуются сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, которые позволяют приблизится к решению проблемы номер один (об органической, то есть гипотонической и средовой обусловленности психики и поведения ребенка).

Третья треть методов – это методы посредством которых исследуются все межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми в обществе. Они обязательно адаптированы к возрасту детей. Это адаптированные наблюдения, опрос, интервью, социометрические методы и социально психологический эксперимент.

Классификация методов

Психическая деятельность (а мышления является одной из составляющих психической деятельности) всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, наблюдая его поступки, поведение. И.М. Сеченов писал: "Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаки, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой (то есть о психической деятельности) по последним, то есть по внешним, признакам". Таким образом, познание психической деятельности человека достигается главным образом через изучение его действий, поступков, речевого поведения.

В психологии выделяются четыре группы методов.

К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.

а) Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление различных групп испытуемых или "выборок"), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп и т.п.).

В возрастной психологии сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, или "поперечных" срезов. Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Одним из исследований такого рода является работа А.А. Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти, где сопоставлялись особенности некоторых мыслительных процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей.

б) Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная монография о ходе психического развития. Например, французский психолог Р. Заззо в течение ряда лет исследовал одни и те же пары одно-лицевых близнецов, что позволило объяснить формирование личностных различий между ними влияниями социальной среды.[3]

Страницы: 1 2 3


Обработка и анализ результатов
1. Рассчитать среднюю оценку каждого свойства для обследованной группы испытуемых. Выписать свойства, признанные необходимыми (средняя оценка от 1,6 до 2), и установить их иерархию. 2. Вычислить среднюю оценку для каждой группы свойств и ...

Основные виды деятельности и их характеристика
1. Традиционно принято считать, что основным и психоло­гически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что ...