Психология » Методы исследования в возрастной психологии » Методы исследования в возрастной психологии
Методы исследования в возрастной психологии
Страница 3

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности ребенка. Поступки и слова подробно записываются, а затем подвергаются анализу.

Экспериментальный метод. Эксперимент – изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель. Эксперимент, особенно проведенный в лабораторных условиях, позволяет изучить явление в чистом виде, отчленив его от других явлений и сведя до минимума влияние неконтролируемых условий.

В зависимости от того, что является задачей эксперимента – качественная или количественная характеристика психического явления или получение данных для характеристики определенного лица (группы лиц), эксперимент делится на исследовательский и испытательный. Испытательный эксперимент называют тестом.

Тесты – это краткие экспериментальные приемы, применяемые для выявления уровня психического развития личности или уровня развития мышления.

Для изучения учащихся часто используют беседу, которая может дать ценный материал для познания подростка. Успешность беседы зависит от степени ее подготовленности (наличие четкого плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика и т.д.) и от искренности даваемых ответов.

В системе методов психологического исследования существенное место занимает изучение продуктов деятельности, или, точнее, изучение психических особенностей на основании продуктов деятельности.

Познанию психических особенностей подростка помогает и биографический метод – собирание и анализ данных и жизненном пути личности. Зная основные вехи жизни, можно понять в результате каких обстоятельств сформировались те или иные черты личности.

Страницы: 1 2 3 


Комплексный подход к проблеме оказания коррекц. Помощи детям с откл-ми в развитии
Оказание ранней коррекционной помощи возможно в системе специальных коррекционных учреждений в рамках кратковременного пребывания, индивидуальной помощи или функционирования медико-психолого-консультативной помощи. Принимают участие врач ...

Развитие психофизики и психометрии. Закон Вебера-Фехнера
Эрнст Вебер (1795-1878) стоял у истоков психофизики и психометрии. Он исследовал зависимость ощущений от вызывающих их внешних физических стимулов, используя экспериментальный метод и математические расчеты, показал, что индивид начинает ...