Психология » Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью » Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики Рене Жиля
Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики Рене Жиля
Страница 1

Качественный анализ.

При анализе сведений о межличностных отношениях подростков с умственной отсталостью учитывались также условия семейной жизни каждого испытуемого. Анализ анамнестических данных позволил дифференцировать семьи испытуемых по структуре, как полные (наличие обоих родителей) и неполные (один из родителей).

Все дети воспитываются в полных семьях. В двух семья, лицами заменяющими мать и отца детей, являются бабушка и дедушка.

В процессе наблюдения за детьми и беседы с ними во время выполнения экспериментальных заданий было выявлено: для большинства детей в межличностном взаимодействии наиболее актуальными являются отношения c друзьями. На второе место по значимости для подростков с умственной отсталостью выступают межличностные отношения с учителями. Их показатель составляет в среднем 36,5% - средний уровень. Средний уровень отношений – 31,3% - у детей и с бабушками и дедушками. А вот показатель отношения к матери у подростков с умственной отсталостью довольно низкий – 28,5%. Это указывает на достаточно серьёзные нарушения взаимоотношений в системе ребёнок-мать. Ещё более нарушенными оказались взаимоотношений подростков с братьями и сёстрами, их показатель составил – 25%. И на последнем месте по значимости взаимоотношений выступили отношения умственно отсталых подростков с

отцами. Их уровень значительно ниже среднего и составляет всего лишь 19%.

Результаты, полученные с помощью данной методики, указывают на достаточно глубокие нарушения детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

Анализируя личностные особенности подростков с умственной отсталостью, можно сказать следующее: уровень любознательности детей данной категории высокий – 67%; показатель доминантности составляет 42%, что указывает на средний уровень; показательно общительности довольно высокий и составляет 79%; уровень социальной адекватности поведения средний – 53%; показатель закрытости ниже среднего – 22%.

Количественный анализ. (бланки регистрации ответов см.приложение 3) Представлен в таблице 1.

Таблица 1. Количественный анализ методики Р.Жиля

Назначения шкал

Проценты

 

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

 

1

Отношение к матери

 

2

Отношение к отцу

 

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

 

4

Отношение к братьям и сёстрам

 

5

Отношение к бабушке и дедушке

 

6

Отношение к другу (подруге)

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

 

8

Любознательность

 

9

Доминантность

 

10

Общительность

11

Закрытость, отгороженность

 

12

Социальная адекватность поведения

Страницы: 1 2


Готовность детей с нарушениями в развитии к школьному обучению
К концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для пере ...

Особенности детей раннего возраста (нервно-психического, нервно-физического развития, особенности познания, особенности общения)
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогич ...