|
Качественный анализ.
При анализе сведений о межличностных отношениях подростков с умственной отсталостью учитывались также условия семейной жизни каждого испытуемого. Анализ анамнестических данных позволил дифференцировать семьи испытуемых по структуре, как полные (наличие обоих родителей) и неполные (один из родителей).
Все дети воспитываются в полных семьях. В двух семья, лицами заменяющими мать и отца детей, являются бабушка и дедушка.
В процессе наблюдения за детьми и беседы с ними во время выполнения экспериментальных заданий было выявлено: для большинства детей в межличностном взаимодействии наиболее актуальными являются отношения c друзьями. На второе место по значимости для подростков с умственной отсталостью выступают межличностные отношения с учителями. Их показатель составляет в среднем 36,5% - средний уровень. Средний уровень отношений – 31,3% - у детей и с бабушками и дедушками. А вот показатель отношения к матери у подростков с умственной отсталостью довольно низкий – 28,5%. Это указывает на достаточно серьёзные нарушения взаимоотношений в системе ребёнок-мать. Ещё более нарушенными оказались взаимоотношений подростков с братьями и сёстрами, их показатель составил – 25%. И на последнем месте по значимости взаимоотношений выступили отношения умственно отсталых подростков с
отцами. Их уровень значительно ниже среднего и составляет всего лишь 19%.
Результаты, полученные с помощью данной методики, указывают на достаточно глубокие нарушения детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.
Анализируя личностные особенности подростков с умственной отсталостью, можно сказать следующее: уровень любознательности детей данной категории высокий – 67%; показатель доминантности составляет 42%, что указывает на средний уровень; показательно общительности довольно высокий и составляет 79%; уровень социальной адекватности поведения средний – 53%; показатель закрытости ниже среднего – 22%.
Количественный анализ. (бланки регистрации ответов см.приложение 3) Представлен в таблице 1.
Таблица 1. Количественный анализ методики Р.Жиля |
№ |
Назначения шкал |
Проценты |
| |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
| |
1 |
Отношение к матери | | | | | | | | | |
| |
2 |
Отношение к отцу | | | | | | | | | |
| |
3 |
Отношение к матери и отцу как семейной чете | | | | | | | |
| |
4 |
Отношение к братьям и сёстрам | | | | | | | | | |
| |
5 |
Отношение к бабушке и дедушке | | | | | | | | |
| |
6 |
Отношение к другу (подруге) | | | | | | | | | |
7 |
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) | | | | | | | | |
| |
8 |
Любознательность | | | | | |
| |
9 |
Доминантность | | | | | | | |
| |
10 |
Общительность | | | | | |
11 |
Закрытость, отгороженность | | | | | | | | | |
| |
12 |
Социальная адекватность поведения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Эмпирическое исследование проблемы взаимовлияния гендерного фактора на
проявления враждебности у подростков. Концептуальные
основы исследования
В настоящее время в обществе наблюдаются две тенденции – маскулинизация женщин и феминизация мужчин. Все это приводит к тому, что приобретая некоторые свойства, присущие от природы противоположному полу, теряются или плохо используются св ...
Теории мышления в психологии
Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: те которые происходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных ...
|