Психология » Измененные состояния сознания » Интерактивная психотерапия
Интерактивная психотерапия

Это один из методов глубинной психотерапии в ИСС. Интерактивная психотерапия представляет собой психотерапевтический процесс, состоящий из предварительного обучения, формирование устойчивых навыков и приемов интерактивной рефлексивной работы с внутренней реальностью кА как в обычных, так и в ИСС; цикла погружений в ИСС с активной рефлексивной работой по специально разработанным методикам и подробным анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий после каждого погружения; последующего дальнейшего использования навыков интерактивной рефлексивной работы в обычном состоянии сознания в повседневной жизни. Интерактивная психотерапия применяется при ИСС, индуцированных с помощью психотехнических приемов, например, интенсивного дыхания, медитативной практики, гипнотического воздействия и т.п., а также в ИСС, непроизвольно возникающих при постепенном засыпании или сразу после выхода из сна для интерактивной работы со сновидениями.

Теоретической базой интерактивной психотерапии служит разработанный в ее рамках интерактивный динамический подход к взаимоотношениям сознания и проявляющихся в ИСС, ранее не осознававшихся образований психики. Подход основывается на допущении, что целостное, сознательное «Я» и психическая структура бессознательного, вступающие во взаимодействие друг с другом в ИСС, являются относительно самостоятельными и в то же время взаимозависимыми системами, способными влиять друг на друга. Обе взаимодействующие системы потенциально являются подсистемами нового, более целостного образа «Я», который может возникнуть при их интеграции друг с другом.

Для достижения интеграции, сопровождающейся улучшением психического состояния и личностным ростом, используются определенные интерактивные стратегии рефлексивной работы в ИСС, различающиеся для случаев взаимодействия с негативно заряженными внутренними переживаниями и для взаимодействия с символической презентацией, имеющей ярко выраженный позитивный оттенок.

При негативных переживаниях:

1. «Встреча». Рефлексивная работа, направленная на осознанное разрешение воспринять вытесненный ранее негативный опыт и помочь ему проявиться в сознании.

2. «Принятие». Работа рефлексии по полному и безоговорочному принятию негативного комплекса со всеми его символическими презентациями и в повторном спокойном символическом переживании прошлой психотравмирующей ситуации.

3. «Раскаяние». Интерактивное переосмысление негативных состояний как проявлений отвергнутой части собственной психики, пробуждении чувства глубокого раскаяния перед ней и формирование направленности личности на активное взаимодействие с ней.

4. «Любовь». Происходит интеграция неосознававшегося ранее негативного образования психики с сознанием и порождение более целостного образа «Я», заключается в активной внутренней работе по изменению своего отношения к появившейся в сознании структуре психики и нейтрализации ее отрицательного заряда положительно- эмоциональным воздействием (отношением любви).

5. «Отрешенность». Новое целостное состояние сознания закрепляется за счет спокойной, отрешенной рефлексии любых проявлений завершения процесса интеграции, какими бы эмоциональными и высоко значимыми они ни были.


Факторы, приводящие к девиантному поведению подростков
Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что девиантность "молодеет". Можно выделить ряд факторов, влияющих на появление и распространение девиантного поведения у подростков. Нынешние подростки оказались включенными в кризис общ ...

Умственное развитие и учебная деятельность младшего школьника
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-препод ...