Психология » Динамика спонтанной трансформации воспоминаний » Теоретический обзор. Проблема соотношения содержания мнемического образа и фотографии.
Теоретический обзор. Проблема соотношения содержания мнемического образа и фотографии.
Страница 2

Функционально можно определить внимание как психический процесс, который качественно улучшает результативность деятельности (Нуркова В.В., Березанская Н.Б,, 2008). Основная функция внимания достигается следующими способами:

а) мобилизацией организма для оптимального выполнения деятельности и политикой распределения мобилизованного ресурса между текущими задачами;

б) блокированием или ослаблением нерелевантной основной задачи информации для предохранения психики от перегрузки;

в) активным выбором необходимой стимуляции с опорой на предвосхищение;

г) интеграцией изолированных содержаний сознания в целостные единицы;

д) самоконтролем успешности выполнения действия.

Таким образом, не только сенсорные системы накладывают отпечаток на наше видение окружающего мира, но и психологические механизмы, которые заключаются в том, что субъект выделяет из потока информации только то, что ему необходимо в конкретной ситуации, и волей-неволей игнорирует всё остальное. Вследствие этого образ восприятия не является точным слепком с реальности. Человек успешно ориентируется в окружающем мире, но это отнюдь не следствие того, что между Реальностью и Образом восприятия можно поставить знак равенства.

Насколько достоверны наши воспоминания? Мы не часто задумываемся над этим вопросом. Люди привыкли доверять своим воспоминаниям, считается, что человек вспоминает событие именно таким, каким оно и происходило. На свидетельских показаниях часто основывается вынесение приговора судьями, поскольку существует уверенность, что память человека точно восстанавливает событие. Но сейчас уже многие психологи ставят этот постулат под сомнение и приводят убедительные доказательства понимания памяти не как воспроизведения, а как реконструкции материала, на процесс которой влияют многие факторы (Нуркова В.В. , Бернштейн Д.М., Лофтус Э.Ф., 2003; Лофтус Э.Ф., 1985; Линдсей Д.).

Различие процесса формирования «Образа памяти» от «Фотографии» схематически представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение Реальности, Образов памяти и Фотографии.

Реальность – это объективная реальность, в которой происходит деятельность субъекта.

Восприятие ограничивает поступающую в сознание субъекта информацию.

На основе воспринятой информации строятся образы памяти, на которые действуют ограничения восприятия и собственные искажающие моменты.

Фотография – моментальная фиксация ситуации фотоаппаратом.

Схема, представленная выше, акцентирует внимание на различиях между сущностями «Образов и памяти» и «Фотографией», которые зачастую воспринимаются как идентичные.

В данном случае мы будем воспринимать фотографию как объективный референт реальности, не учитывая ограничений фотоаппарата, определяемых его техническими характеристиками. Образы памяти и содержание фотографии, безусловно, имеют общие фрагменты и определенное сходство, но ставить между ними знак равенства нельзя. В первом разделе эмпирической части нами специально анализируется соотношение между образом памяти и объектом на фотографии.

Страницы: 1 2 


Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям с нарушениями поведения
К детям с нарушением поведения относятся дети испытывающие трудности в адаптации к разным жизненным ситуациям, поведенческие особенности детей являются предметом изучения педагогов, соц. работников и мед. персонала. Виды нарушения поведе ...

Развитие внимания в начальной школе. Диагностика, коррекция и возможности саморазвития. Методики для диагностики
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих для фронтального исследования внимания. 1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры ...