Детские страхи » От 7 до 11 лет
От 7 до 11 лет

Примерно к 6 годам страхи ребенка меняются: от жутких и неопределенных страхов ребенок переходит к более конкретным - это период тревог по поводу школы и работы (заданий) в школе, отношений со сверстниками из его же класса и с учителем.

В крайнем своем проявлении эти страхи выражаются в простом и четком отказе ребенка идти в школу.

В данном проявлении могут быть две составные части. Во-первых, это тревога из-за отделения от матери, от материнской, домашней среды, страх оставить свою маму, страх, что с ней что-нибудь случится во время его отсутствия. Во-вторых, это страх перед самой школой и всем тем, что может там произойти. Ребенок принимается жаловаться на школу и, в конце концов, отказывается туда ходить. Эта попытка любым способом избежать школы не имеет ничего общего с классическими прогулами: причиной, мотивом является вовсе не желание погулять или пошалить, но в чистом виде страх перед школой. В самом деле, если ребенку однажды удалось не прийти в свой класс, то он отнюдь не пользуется представившейся свободой, а наоборот как можно скорее возвращается домой. Если же его заставляют вернуться в школу, то им овладевает тревога, он теряет аппетит, у него появляется тошнота, рвота, головные боли. Все эти болезни позволяют ему не высказывать открыто свой отказ ходить в школу: он просто «болеет», все чаще и чаще.

И чем меньше ребенок ходит в школу, тем больше он боится туда идти. Его, впрочем, часто поддерживает один из родителей (обычно мама, но иногда этим человеком становится отец), который и сам, как правило, страдает или страдал раньше от тревожных состояний, нередко от боязни открытых мест. Этот член семьи поддерживает в ребенке . его страх.

Иногда, к счастью, страх перед школой более безобиден: ребенок или подросток ощущает дрожь и холодок только перед некоторыми учителями, тревожится только из-за некоторых вполне определенных школьных предметов.

Но, разумеется, отказ идти в школу и тревога ставят под угрозу успех самого образования.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

Ведущий страх в данном возрасте - это страх «быть не тем»,о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. о том, что объединено в понятие «совесть». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Имеет место и задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии.

Помимо «школьных» страхов, для детей этого возраста типичен страх стихии

- природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту, а именно, так называемое, магическое мышление - склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, предсказания и суеверия. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста.


Занятие 3.
Цель занятия: создание доверительных отношений. 1. Приветствие. 2. «Японская бабочка». Поставьте столы и стулья в сторону. Выберите участника, который будет играть роль «тори». «Тори» - это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки» ...

Теория эволюционного ассоцианизма Герберта Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ, в своей теории сближает психологию и биологию, используя для объяснения процессов и феноменов психики и поведения учение о биологической эволюции. Предметом изучения в психологии должно ста ...