Психология » История психологии как самостоятельная наука » Развитие тестовых методик в психологии
Развитие тестовых методик в психологии

К началу XX столетия тестовые методы исследования продолжают активно развиваться, и начинается их использование в дифференциальной и возрастной психологии с целью изучения индивидуальных умственных особенностей детей.

Чарльз Спирмен {1863-1945} разработал метод статистического подсчета опытных данных через анализ корреляций, впоследствии названный факторным анализом. Был выделен генеральный, общий для всех способностей фактор, названный 6-фактором, обусловливающий различия в способностях испытуемых. Это дало почву для дальнейших разработок направления, и вслед за ним возникли теории мультифакторного анализа, которые разработали Гилфорд, Терстоун и др., а также факторные модели интеллекта.

Анри Вине (1857-1911}, французский психолог, разработал тестовую схему «Метрическая шкала интеллектуального развития", целью которой является дифференциация умственно отсталых детей с врожденным характером дефекта от просто ленивых, но интеллектуально сохранных через диагностику внимания, памяти, мышления и их составляющих - пространственной ориентировки, общей осведомленности, словарного запаса, счета. Так возникают первые тесты на изучение интеллекта, вводится понятие хронологического возраста, т. е. биологического возраста испытуемого на момент решения теста, и умственного возраста - величины (балла), показывающей результат прохождения теста, а также позднее понятие коэффициента интеллекта, который равен отношению биологического возраста к хронологическому в процентах.

Дж. Кеттел (1860-1944), американский психолог, разработал около 50 тестов, измеряющих различные характеристики интеллекта: объем внимания, чувствительность различного рода, скорость и время реакции, затрачиваемое на название цветов, количество звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, навыки чтения. Объем внимания изучался с помощью тахитоскопа, определяющего время восприятия и называния различных объектов - форм, букв, слов, при этом объем внимания колебался в пределах пяти объектов.