Психология » Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста » Результаы диагностики и их обсуждение. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников
Результаы диагностики и их обсуждение. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников
Страница 1

Был проведен качественный анализ данных, результаты представлены по каждому испытуемому.

1.Чистяков М., мужской пол, 6 лет.

Первой нарисовал фигуру своего пола, она больше, чем фигура женского пола (в анкете указано, что главой семьи должен быть отец). Так как фигура отца старше, чем испытуемый, можно отметить идентификацию с образом родителя своего пола. Испытуемый описал фигуры как «мама» и «папа». Лица прорисованы достаточно тщательно: присутствуют все элементы, что говорит о готовности индивида к социальным контактам. На фигуре отца гораздо больше волос, чем на фигуре матери: испытуемый подчеркивает мужественность отца. Расположение рисунков в центре листа говорит о стабильности, спокойствии и адаптивности индивида. Чрезмерное выделение рта на лице матери говорит о склонности к сквернословию. И у матери, и у отца сильный, но не акцентированный подбородок – в семье нет главенства. Глаза изображены без зрачков, а носы - ноздрями, что характерно для данного возраста. Уши есть только на рисунке матери, их видно из-за короткой прически. На рисунке отца – ярко выраженная вертикальная штриховка, на рисунке матери – менее определенная вертикальная; это говорит о гиперактивности и о чрезмерном стремлении к маскулинности. Направление штриха определенное, индивид уверен в себе.

ВЫВОД. Испытуемый принадлежит к группе «адекватных» (по Чекалиной А.А.) детей. Идентификация с родителем того же пола протекает успешно и сопровождается привязанностью к матери. Индивид стремится к маскулинности, адаптивен и уверен в себе.

2. Седых О., мужской пол, 6 лет.

Первой нарисовал фигуру противоположного пола, которая гораздо больше и представительнее, чем фигура мужчины, что связано, возможно, с доминированием матери в семье. Испытуемый считает, в семье оба родителя главные. Лица прорисованы очень тщательно, что указывает на готовность к социальным контактам. На фигуре матери присутствуют волосы, выраженные резкими вертикальными штрихами, в то время как на фигуре отца волос нет. Это говорит о чрезмерном подчеркивании маскулинности у женщин и отрицании ее у мужчин. Рисунок отца смещен вправо – возможна тенденция к негативизму. Рот матери изображен чувственным, губы полные, «бантиком» - это характеризует испытуемого как женоподобного. Подбородок слабый у обеих фигур. Выражение глаз со зрачками у обоих родителей властное, строгое и внимательное; возможно, в семье за ребенком установлен строгий контроль.

Носы на рисунках с ноздрями, что характерно для этого возраста. Уши есть только на рисунке матери, но они не акцентированы.

ВЫВОД. Испытуемый попадает в группу «индифферентных» детей. Наблюдается смешение половой идентичности, ребенок излишне концентрируется на матери как на авторитете в семье. Одновременно ребенок привязан к отцу, что может привести к затруднениям в общении и в межличностных отношениях со сверстниками противоположного пола.

3. Карпов И., мужской пол, 4 года.

Первой нарисована фигура противоположного пола. Размеры обеих фигур примерно одинаковы. Расположение рисунков на листе говорит об эгоцентризме испытуемого. Фигуры обозначены как мать и отец. Лицо матери прорисовано четко: рот изображен линией (возможно, индивид вербально агрессивен); подбородок слабый, четко обозначена челка (при отсутствии у отца носа и волос это говорит о подчеркивании индивидом маскулинности у матери).

На рисунке матери глаза украшены ресницами, что указывает на доминирование феминных черт у испытуемого. Акцентирование ушей на рисунках говорит о реактивности на критику. Рисунок фигуры мужского пола позволяет судить об отрицании маскулинных черт у отца: глаза и нос изображены в виде маленьких одинаковых кружочков (вероятна еще недостаточная способность к различению), волос нет. Рот нарисован отдельно от лица, возможно, в связи с фиксацией на пище либо склонностью к сквернословию.

ВЫВОД. Учитывая возраст испытуемого и характер рисунков («многоцветность» матери и «блеклость» отца), можно отметить некую смешанность идентичности. В силу возраста испытуемого мать еще играет решающую роль, с чем и связан характер рисунков. Хотя испытуемый принадлежит к группе «неадекватных» детей, идентификация еще только началась, и при правильном воспитании она направится по руслу обретения адекватной половой идентичности.

Страницы: 1 2 3


Публичное харкание
Харкание, похоже, стало у китайцев чем-то вроде национального развлечения. Возможно, это – одна из самых отвратительных и нездоровых привычек китайцев. Прочищение глотки и громкое высвобождение образовавшейся в результате этого жидкости п ...

Понятийный аппарат коррекционной педагогики
“Педагог должен стать творцом, сознательным организатором среды, в какой развиваются дети” (В.П.Кащенко,1930) 1. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе формирования личност ...