Психология » Основы психологии » Обработка и анализ результатов
Обработка и анализ результатов
Страница 7

В. Я. Дымерский хорошо изучил возможности оперирования двигательными представлениями, связанными с летной деятельностью. Он показал их неравноценность с точки зрения использования в воображаемых действиях (для сохранения и восстановления летных навыков). Последовательность и направление движений легко поддаются идеомоторной тренировке, скорость и амплитуда — труднее, тренировать точность усилий невозможно. Дымерский установил не только значение воображаемых действий для восстановления и сохранения профессиональных навыков, но и принципиальную возможность целенаправленного оперирования двигательными представлениями, их развития.

Исследование факторов, влияющих на развитие профессионального воображения, взаимодействия образов воображения и образов памяти, изучение взаимосвязи образов разных модальностей — одна из насущных задач психологии труда.

Мыслительные

Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Б. М. Тепловым и было названо им практическим. Теплов отметил ряд особенностей практического мышления:

1) оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке;

2) создается план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам;

3) почти всегда имеется жесткий лимит времени, создающий невозможность выдвижения множества гипотез.

В дальнейшем, продолжая изучение мышления в . труде, В. Н. Пушкин предложил для него термин "оперативное" (от лат. opera — труд), т. е. мышление, непосредственно вплетенное в трудовую деятельность человека, притом деятельность, состоящую из операций и протекающую, быстро: "все эти оттенки понятия "оперативный", в той или иной степени относятся к оперативному мышлению". Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не применявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач и может быть назван оперативным мышлением.

В.Н. Пушкин отмечает сходство оперативного мышления с творческим. И хотя мышление, вплетенное в трудовую деятельность, воссоздает по определенной . программе некоторый известный уже продукт труда, это не означает, по мнению Пушкина, принципиальной разницы механизмов. Даже планирование, осуществляемое по заданной программе, сохраняет свой интеллектуальный характер в силу того, что условия меняются изо дня в день, большая ответственность препятствует возникновению автоматизмов, а в некоторых случаях оперативное мышление приводит к совершенно новым результатам, т. е. является продуктивным.

В деятельности диспетчера, которую изучал В. Н. Пушкин, и, по-видимому, в других видах деятельности (в разной степени) оперативное мышление выполняет следующие функции:

1) планирование — мыслительная деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени:

2) контроль и регулирование — специальная деятельность по выполнению выработанного плана, требующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой;

3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа;

4) диагностика — при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.

Диагностическая функция мышления в труде изучалась Р. Т. Сверчковой. Она показала, что для любого объекта диагностики характерно следующее:

а) одно и то же отклонение от нормы может быть результатом различных причин;

б) одна причина может вызывать одновременно несколько следствий;

в) комплексы следствий различных причин могут иметь большее или меньшее сходство;

г) причины, как правило, скрыты от непосредственного наблюдения и требуют специальной работы для их открытия;

д) для выделения следствий (симптомов) также может быть необходима специальная работа; е) причинно-следственные связи в работе системы не исключают случайностей.

Сверчкова сравнивала действия опытного наладчика и новичка, наладчика и инженера в ситуации решения диагностической задачи. Действия начинающего наладчика были близки к методу проб, опытный специалист стремился к созданию полной картины неисправности, опирался в своих решениях на дополнительные, специфические симптомы неполадки, и практически его поиск носил свернутый характер.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Анализ результатов исследования
Результаты изучения уровня самооценки представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1. Уровень самооценки среди дошкольников № Уровень самооценки АВ % 1 Неадекватно низкий (0 баллов) 3 10 2 Средний (1 балл) ...

Деятельностный подход
Работами психологов показано, что память человека является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов. Поэтому следовало ожидать, что психическа ...