Психология » Основы психологии » Обработка и анализ результатов
Обработка и анализ результатов
Страница 6

Одним из важнейших факторов, определяющих структуру и функции СОД, А.В. Филиппов считает конкретную материальную среду, с преобразованием которой связана профессиональная деятельность. Он отмечает, что если в старых видах труда сенсорная основа трудовой деятельности складывается вследствие естественных связей и отношений, существующих в объектах труда, то в условиях опосредованного упра1вления. (в работе оператора) важнейшее значение приобретает целенаправленное формирование сенсорной основы трудовой деятельности. Одним из перспективных направлений такого формирования автор считает (и экспериментально это доказывает) расширение сенсорной основы трудовой деятельности за счет включения тактильного, кинестетического и других анализаторов.

Исследования А.В. Филиппова, Ю.А. Каликинского, Л. К- Пономаря и других убедительно показывают, что по мере усложнения техники в ходе автоматизации требования к сенсорным и перцептивным свойствам специалиста не только не снижаются, но перерастают в требование высокой сенсорной культуры. Одним из важнейших компонентов сенсорной культуры является культура наблюдения — полианализаторной, целенаправленной деятельности восприятия, опосредованного знаниями и мышлением. Профессиональное умение вести наблюдение тесно связано с наблюдательностью как свойством личности: оно опирается на это свойство и в то же время развивает его.

Имажинитивные

Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику Имажинитивные свойств, изучены мало. Можно говорить лишь в общем плане о крайних проявлениях скудости, ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, оригинальности этих образов — с другой. В психологии творчества изучение творческого мышления объединяется с анализом приемов творческого (продуктивного) воображения. Получены некоторые данные, свидетельствующие о возможности целенаправленного формирования этих свойств и приемов.

Еще шире, чем творческое воображение, включено в трудовую деятельность воссоздающее воображение. Любое трудовое действие имеет цель, которая чаще всего выступает в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. Обычно этот конечный результат определяется заранее чертежом, технологической картой, словесной инструкцией. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например разметчик, закройщик, диспетчер.

Диспетчер аэропорта на основе поступающей к нему по различным каналам информации о положении и движении воздушных судов строит в своем воображении пространственно-временной зрительный образ воздушной ситуации. Образ этот трехмерный, динамический, включающий не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их относительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3—10 мин). На основе этого образа воздушной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. В оптимальном режиме, когда движение воздушных судов происходит в соответствии с графиком, решения принимаются по стандартному алгоритму, предусмотренному инструкцией. Однако воздушная ситуация всегда в той или иной мере своеобразна. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной эстраполяции образа являются профессионально значимыми свойствами для диспетчера аэропорта.

О характеристиках воссоздающего воображения и возможностях его развития можно в какой-то мере судить на основании исследований, проведенных Б. М. Ребусом и В. Я. Дымерским . Б. М. Ребус с помощью оригинальной методики показал, что у школьников, имеющих склонность к техническому творчеству, значительно меньше ошибок при решении задач, требующих оперирования образами объектов сложной формы, чем у их сверстников, не посещающих технические кружки. У первых после кратковременного восприятия нескольких объектов возникали более устойчивые, более богатые деталями образы, которыми они успешнее оперировали (сопоставляли, перемещали в пространстве). В статье не затронут вопрос о возможности формирования соответствующих навыков. По-видимому, для этого, во-первых, необходим какой-то фонд образов (не только зрительных, но и слуховых, двигательных и т.п.), который создается в результате профессионального опыта, но может формироваться с помощью специальных приемов в процессе производственного обучения, и, во-вторых, нужно вырабатывать навыки оперирования представлениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста
В настоящей сложной экономической ситуации государственная поддержка и социальная защита особенно необходимы семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. Одним из вариантов психолого-педагогической помощи таким семьям может бы ...

История создания гештальт-терапии
Гештальт-психология (от нем. Gestalt - образ, структура) – это одно из наиболее влиятельных и интересных направлений психологии. Оно появилось как противоположность атомизма и механицизма психологии, как преодоление представления о том, ч ...