Понятие и функции общения.
Страница 1

1. Понятие общения и общительности.

2. Функции общения.

3. Субъективные предпосылки общения.

1.

Дома и на работе, в транспорте и на улице, с родными и сослуживцами, со знакомыми и незнакомыми — всюду возникают взаимоотношения между людьми.

Общение входит в нашу жизнь рано. Мать улыбает­ся двухмесячному малышу — он гулит, это уже общение. Влюбленные глаза молодых супругов, пришедших в загс, и отчужденность на лицах его и ее, когда брак расторгает­ся — тоже общение. Деловое совещание и разговор при­ятелей, семейный вечерний стол и официальное торжест­во в школьном классе, разговор с продавцом в магазине, дружеская компания людей, знакомых много лет, и встретившихся в поезде попутчиков — все это нескончае­мая, бесконечная цепь процесса общения. В нем, как и в созидательной деятельности человека, проявляется его духовное начало.

Если вы проанализируете свою жизнь, то убедитесь, что, наряду с поистине приятными минутами, общение доставляет иногда и массу неприятностей.

Трудно представить себе сферу более многомерную, многотрудную, а главное, весьма деликатную, порой, трудноуловимую, чем общение.

Осмыслите свой личный опыт взаимоотношений с другими людьми: всегда ли общение приносило вам удов­летворение? Если нет, то почему? Встречались люди грубые, нетактичные, неделикатные, неприятные, неакку­ратные. Исследования свидетельствуют о том, что много­численные конфликты в семьях, на производстве, в вос­питании детей возникают из-за отсутствия культуры об­щения.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Многочисленным исследованиями, проведенными в нашей стране и за рубежом, установлено, что общитель­ность, как личностное свойство, включает в себя:

— устойчивую потребность в общении с людьми;

— чувство социального сродства, желание нахо­диться среди людей;

— альтруистические тенденции и установки — на­правленность на других людей.

По характеру общительности люди подразделяются

на различные типы.

Есть люди общительные.

Общение с ними, как правило, приносит чувство удовлетворения: они легко входят в контакт, быстро организуют общение, могут расположить собеседника, успешно создают плодо­творную психологическую атмосферу для общения, хоро­шо поддерживают разговор, умеют завязать беседу с не­знакомыми людьми, не испытывая чувства стеснения и неловкости. Более того, они обладают своеобразным та­лантом общения — как бы притягивают к себе, вызывают желание разговаривать с ними, просто находиться в их об­ществе. Они обаятельны, причем нередко именно в обще­нии. Это, так называемый, идеальный тип

.

Вот каким видится портрет «гения общения» извест­ному психотерапевту В. Леви:

« .Огромное любопытство, колоссаль­ная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся другого . С непостижимой легкостью вжива­ется в чужие судьбы, характеры, обстоятельства, живет жизнью другого, как своей собственной. Поразительная человекосовместимость .

Минус тревожность. При всей живости и подвижно­сти — этот человек на редкость спокоен . Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключе­ния внимания, доверчивость, свобода в поведении .

Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, а он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд, как старого знакомого . В контакте саморегуляция — высо­кая чувствительность к изменениям. Реакции быстрые, точные, а напряженности нет. В беседе улавливает малей­шие изменения интонации, мельчайшие неосознанные движения . Сопутствующие качества: ловкость, тактич­ность, находчивость, остроумие .

Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, пре­восходный рассказчик . Вкус к подробностям, к сочной детали. Эти люди умеют, не нравясь по частям, нравиться в целом.

Плюс оптимизм .

Минус предвзятость .

Плюс предвидение .

Плюс симпатии .»

Есть и другой тип людей

. Они, хотя и малоинициа­тивны в общении, но общаться с ними все-таки приятно. Они редко выступают инициаторами взаимодействия, скорее как бы присутствуют в контексте общения, чем са­ми общаются. Они общаются во-вторых, а поддерживают общение во-первых. И удивительное дело! Нам с ними хорошо. И знаете почему? Прежде всего пото­му, что они умеют слушать. Такие люди поддерживают нить общения внешне обычными фразами и несложными репликами, типа: «Да вы что?», «Правда?», «А что он сказал?», «Ну да?», «Ты смотри!» и т. д. и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Источники и задачи психологии труда
Если, как мы условились в п. 1.2., понимать под предметом изучения в нашем случае любое полезное психологическое знание о труде и трудящемся, сохраняемое людьми тем или иным способом (и следовательно, в той или иной мере отра­жающее, моде ...

Детский аутизм и его особенности. Психологические теории аутизма
По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С.Ю. Циркина: Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологиче ...