Психология » Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы » Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
Страница 4

- развитие предвидения

- психологической поддержки.

Разви­тие предвидения

у клиента диагностическая школа рассматривала как приоритетное направление, так как оно позволяет освобож­даться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эф­фективно осуществлять интервенции. Применяя элементы психо­анализа, социальные работники использовали возможности па­мяти и конфликта, чтобы вскрыть области сознательного и доступные области бессознательного.

Психологическая поддержка

направлена на обретение уверен­ности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избирательные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие ас­пекты поведения клиента.

Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:

· применение модели предвидения в социальной работе с кли­ентом;

· повышение действенности применительно к случаю;

· определение процедур поддержки в самой модели.

Диагностический подход в индивидуальной социальной работе

В основе диагностического подхода лежат два основополагаю­щих принципа:

· социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;

· помощь направлена на улучшение социальной жизни человека.

Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.

Диагностическая стадия работы с клиентом

Социальное регулирование индивидуума обусловлено социальными и индивидуальными факторами, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственное понимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана с индивидуальностью и социальным окружением.

И если в первом случае действие осуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенное действие — окружаю­щую среду. Вот почему основной принцип диагностического под­хода

следует сформулировать так: чтобы определить трудности, их

необходимо осмыслить по отношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших

.

На начальной стадии работы с клиентом социальный работ­ник стремится понять

природу

его трудностей иту помощь

, ко­торую он просит. Интервьюирование носит спонтанный харак­тер и не имеет схем, но социальный работник стремится заста­вить клиента рассказать свою историю, поставить его перед не­обходимостью раскрыть основные социальные и психологичес­кие факторы. Начальная стадия может иметь пролонгированный характер, чтобы преодолеть сопротивление клиента, создать ат­

мосферу доверия и откровенности

. На данной стадии формируется план лечения

.

На начальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждать, по мнению представителей данной школы, влияние его родственников

. Это дает возможность оценить степень воздействия окружающей среды, а также различные модели поддержки. На этой же стадии социальный работник получа

ет информацию

о финансах клиента, его здоровье, отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д.

Предварительное обсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которые создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.

Большое внимание при сборе информации о проблеме клиента социальный работник уделяет его эмоциям

. Спонтанные, реак­тивные эмоции, их изменения в зависимости от обсуждения той или иной темы — важнейшая часть работы с клиентом на началь­ной стадии. Знание структуры индивидуальности и динамики по­ведения в их норме и патологии — неотъемлемая часть професси­онального взаимодействия социального работника и клиента. Та­ково было требование к профессионалам, работающим в данном направлении.

Предварительная оценка индивидуальных трудностей клиента в диагностическом подходе позволяла обеспечивать обоснование планирования первых шагов по изменению ситуации.

Но не только познание социального окружения в центре вни­мания социального работника, большое внимание уделяется так­же оценке структуры личности

. Оценка структуры личности осно­вывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его тревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позво­ляло определять виды помощи клиенту.

Процесс лечения

В процессе лечения социальный работник находит оптималь­ные пути решения проблемы клиента. Причем социальный работ­ник вырабатывает стратегии для устранения препятствий как в социальной среде, так и в «области чувств», т.е. решает психоло­гические трудности клиента.

Страницы: 1 2 3 4 5


Характеристика девиантного поведения
«Коррективная педагогика учитывает нормативные индивидуальные особенности и индивидуальные дефекты каждого из детей, … являясь ветвью общей педагогики» (В.П. Кащенко) 1. Общая характеристика Отклонения в психическом развитии характеризу ...

Самосознание личности
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуще­ствляется становление, формирование личности: деятельность, об­щение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, общес ...