Психология » Конфликты в коллективе » Разрешение конфликтов
Разрешение конфликтов
Страница 2

Третий тип решения состоит в том, что участники переговоров разрешают противоречия путем нахождения принципиально нового решения, которое делает данное противоречие несущественным. Принципы принятия такого решения разработаны американскими специалистами Р. Фишером и У. Юрии и опубликованы в начале 80-х гг. Этот способ основывается на анализе истинного соотношения интересов, что требует кропотливой, открытой и творческой работы обеих сторон.

Выход на новое решение возможен через изменение системы ценностей, например, включением данной проблемы в более широкий контекст. Поэтому на переговорах порой полезно выйти за пределы, поставленные участниками, рассмотреть проблему шире первоначально заданных позиций, и тогда от сторон вообще может не требоваться уступок. Поиск принципиально нового решения боле сложен, требует нестандартного подхода. Но открывает и совершенно иные перспективы.

Разрешение конфликтов также может проводиться с участием в нем третьей стороны. Участие третьей стороны – один из наиболее древних способов конструктивного урегулирования конфликтов. Он использовался издревле в Китае, в странах Африки, где старейшины племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение конфликтных ситуаций.

Третья сторона в конфликте – это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя или большим числом сторон и пытаются помочь им в достижении согласия.

Третий участник в конфликте может выступать в двух ролях:

· как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон (в этом случае разрешение конфликта достигается с помощью насилия, а также путем социального давления, использования в качестве поддерживающей силы печати, общественного мнения).

· Как независимый от них и беспристрастный субъект.

В самом общем плане способы вмешательства третьей стороны можно разделить на два класса: контактные и спонтанные.

Контактное вмешательство осуществляется специалистом по улаживанию конфликтов, который имеет специальную подготовку и опыт в вопросах, ставших предметом спора. Обычно такая третья сторона не имела прежде собственных отношений с конфликтующими сторонами, и ее главная цель состоит в улаживании конфликта как такового.

Спонтанное вмешательство осуществляется не специалистом, а просто тем, кто заинтересован в разрешении конфликта. Такая третья сторона обычно состоит в каких-либо отношениях с конфликтующими сторонами и часто заинтересована не только в улаживании конфликта, но и в улучшении испорченных отношений между конфликтующими сторонами.

Кто же может выступать в роли третьей стороны в конфликте?

В качестве официальной третьей стороны, обладающей нормативным статусом или возможностями воздействия на оппонентов, могут выступать:

· межгосударственные организации (например, ООН);

· отдельные государства;

· государственные правовые институты (арбитражный суд);

· правительственные или другие государственные комиссии (например, создающиеся для урегулирования забастовок)

· представители правоохранительных органов;

· руководители организации;

· общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзные организации)

· профессиональные медиаторы-конфликтологи.

В качестве неофициальной третьей стороны в конфликте могут выступать:

· известные люд, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);

· представители религиозных организаций;

· профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;

· неформальные лидеры социальных групп разного уровня;

· старшие по возрасту (мать, отец, коллеги по работе);

· друзья, просто свидетели конфликта.

Неофициальная третья сторона не обладает нормативным статусом, но участники конфликта признают неформальный авторитет этих лиц в решении подобных проблем.

Целесообразность участия третьей стороны в урегулировании конфликтных отношений определяется тем, обратились ли за помощью к третьей стороне сами оппоненты, или же она вмешалась в конфликт сама.

Участники конфликта добровольно обращаются к третьей стороне, когда:

· объектом регулирования является затянувшийся конфликт (все аргументы, силы исчерпаны, но выхода не видно);

· стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;

· по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;

Страницы: 1 2 3 4


Функциональная оценка.
Функциональная оценка руководителя основывается на ана­лизе процесса труда, выяснении, насколько он хорошо справляет­ся со своими должностными обязанностями. Работа руководителя в этом случае описывается в структуре выполняемых им специ­ф ...

Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное ра ...