Психология » История психологии труда » Предмет и метод психологии труда
Предмет и метод психологии труда
Страница 2

Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личность работающего и трудовую дея­тельность необходимо исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, оно должно рассматри­ваться только в качестве «среза».

3. Принцип целенаправленности

Исследователю должно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решать. Метод должен быть под­чинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни прово­дились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы прак­тики, нередко весьма эффективна такая последовательность постро­ения исследований: широкое наблюдение и массовый опрос практиков; анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуаль­ных психологических проблем; разработка рабочей гипотезы и методики исследования с при­менением соответствующих решаемым проблемам методов.

Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а нескольки­ми методами, взаимно дополняющими друг друга.

Основными методами психологии труда (как и общей психо­логии) являются наблюдение и эксперимент. Остальные методы выс­тупают как вспомогательные. Рассмотрим специфику основных ме­тодов.

Наблюдение

Наблюдение является важным методом психологии труда. Оно дает много ценных сведений и в теоретической, и в практической об­ластях деятельности психологии. Этот метод можно рассматривать как самостоятельный, но чаще всего его используют в сочетании с каким-либо другим методом. Например, наблюдение может быть дополнением эксперимента. Наблюдение как метод является не­отъемлемой частью любого вида деятельности психологии труда. Он находит применение при анализе организации рабочего места, при решении вопросов, связанных с обучением, в социально-психологи­ческих исследованиях, психодиагностике и т. д.

Разновидностью метода наблюдения выступает трудовой метод. Чтобы изучить психологическую сущность какой-либо профессии или специальности, исследователь сам включается в эту деятельность, начиная осваивать ее, обучаться или практически работать, если эта специальность ранее была освоена, но при этом анализирует свои производственные действия на основе самонаблюдения и ведения со­ответствующих повседневных записей.

Эксперимент

Сущность эксперимента заключается в том, что явление изучает­ся в специально созданных или обычных, естественных условиях. Так, например, если требуется в современном производстве опреде­лить возможности оператора по выполнению сложных операций, используется моделирование данной ситуации и соответственно изме­няются условия, предусмотренные планом проведения эксперимента. Преимущество эксперимента состоит в том, что исследователь может скорректировать условия исследования, точно зафиксировать полу­ченные результаты и использовать их непосредственно в конкретной обстановке. Положительным фактором является также возможность создания определенных условий, совершенной системы измерения и контролирования различных переменных, повторения эксперимен­та, гарантирование соблюдения его условий.

Страницы: 1 2 3 4 5


Система медико-педагогической помощи детям и подросткам в России
Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время. ...

Презентация. План презентации
ВВЕДЕНИЕ (А) 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССА (А) 1.1. Симптомы стресса (А) 1.2. Последствия стресса (В) 1.3. Причины возникновения стресса (А) 2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА (В) 2.1. Жизненные методы (С) 2.2. Активная защита (В) 2.3. Рела ...