Психология » История психологии труда » Предмет и метод психологии труда
Предмет и метод психологии труда
Страница 2

Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личность работающего и трудовую дея­тельность необходимо исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, оно должно рассматри­ваться только в качестве «среза».

3. Принцип целенаправленности

Исследователю должно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решать. Метод должен быть под­чинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни прово­дились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы прак­тики, нередко весьма эффективна такая последовательность постро­ения исследований: широкое наблюдение и массовый опрос практиков; анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуаль­ных психологических проблем; разработка рабочей гипотезы и методики исследования с при­менением соответствующих решаемым проблемам методов.

Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а нескольки­ми методами, взаимно дополняющими друг друга.

Основными методами психологии труда (как и общей психо­логии) являются наблюдение и эксперимент. Остальные методы выс­тупают как вспомогательные. Рассмотрим специфику основных ме­тодов.

Наблюдение

Наблюдение является важным методом психологии труда. Оно дает много ценных сведений и в теоретической, и в практической об­ластях деятельности психологии. Этот метод можно рассматривать как самостоятельный, но чаще всего его используют в сочетании с каким-либо другим методом. Например, наблюдение может быть дополнением эксперимента. Наблюдение как метод является не­отъемлемой частью любого вида деятельности психологии труда. Он находит применение при анализе организации рабочего места, при решении вопросов, связанных с обучением, в социально-психологи­ческих исследованиях, психодиагностике и т. д.

Разновидностью метода наблюдения выступает трудовой метод. Чтобы изучить психологическую сущность какой-либо профессии или специальности, исследователь сам включается в эту деятельность, начиная осваивать ее, обучаться или практически работать, если эта специальность ранее была освоена, но при этом анализирует свои производственные действия на основе самонаблюдения и ведения со­ответствующих повседневных записей.

Эксперимент

Сущность эксперимента заключается в том, что явление изучает­ся в специально созданных или обычных, естественных условиях. Так, например, если требуется в современном производстве опреде­лить возможности оператора по выполнению сложных операций, используется моделирование данной ситуации и соответственно изме­няются условия, предусмотренные планом проведения эксперимента. Преимущество эксперимента состоит в том, что исследователь может скорректировать условия исследования, точно зафиксировать полу­ченные результаты и использовать их непосредственно в конкретной обстановке. Положительным фактором является также возможность создания определенных условий, совершенной системы измерения и контролирования различных переменных, повторения эксперимен­та, гарантирование соблюдения его условий.

Страницы: 1 2 3 4 5