Психология » История психологии труда » Предмет и метод психологии труда
Предмет и метод психологии труда
Страница 3

Можно выделить два

наиболее известных и наиболее распростра­ненных вида эксперимента: естественный и лабораторный. В психо­логии труда естественный эксперимент еще называют производствен­ным.

Естественный эксперимент

удобно проводить в конкретных усло­виях производства, в которых психолог исследует типичные фак­торы и на которые может воздействовать. Примером такого экспе­римента может быть решение следующего задания: изменить суще­ствующий технологический процесс в определенном подразделении и сопоставить достигнутую им производительность труда с произво­дительностью в других подразделениях.

Лабораторный эксперимент

позволяет установить более точный контроль за многими переменными и создать условия, которые мож­но считать сходными с естественными. Речь идет о моделировании ситуаций в лабораторных условиях, что, с одной стороны, позволяет проводить опыты с большей точностью, но, с другой стороны, соз­дает атмосферу «искусственной» ситуации.

Отрицательный момент лабораторного эксперимента - неесте­ственные, искусственно созданные условия. Неудобство состоит не только в том, что требуется совершенно точно моделировать дей­ствительную ситуацию, но и в том, что испытуемые объекты оказы­ваются в новых условиях, что само по себе может отрицательно воз­действовать на результаты эксперимента.

Беседа

Беседа является методом получения информации на основе отве­тов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. Беседа базируется на личном общении, что устраняет неко­торые отрицательные моменты, возникающие при использовании опросника, анкеты. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, поскольку исследователь имеет возмож­ность детально объяснить вопрос.

Недостатком метода беседы по сравнению с опросом и анкетиро­ванием является растянутость, медленное накопление данных при обследованиях массового характера. На практике охотнее прибега­ют к опросу, так как он обеспечивает экономию времени.

Беседа, проводимая специалистом, отличается от обычного раз­говора и беседы целенаправленностью, плановостью, точностью фор­мулировок. Беседа может вестись на свободные темы и по определен­ной тематике, с соблюдением определенных правил или без них. Целенаправленная, так называемая управляемая беседа строится в строгом соответствии с условиями, которые необходимо точно со­блюдать. К таким условиям относятся, например, постановка вопро­сов, их очередность, продолжительность разговора.

Опрос (анкетирование)

Сущность этого метода заключается в том, чтобы получить от опрашиваемых ответы на предложенный опросник (анкету) в пись­менной форме. Применяя этот метод, исследователь не вступает в прямой контакт с опрашиваемыми. С помощью опросника можно собрать за короткий срок данные от большого количества людей, что, бесспорно, является важным преимуществом этого метода.

Для исследования имеет значение структура анкеты, которая обусловливается спецификой исследуемой проблемы и методически­ми принципами построения опросника, а также плана исследования в целом. Непосредственно перед исследованием необходимо провес­ти предварительную проверку анкеты, чтобы опробировать все ее пункты. На этом этапе можно исключить лишние вопросы, уточнить формулировки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Результаты и анализ результатов, полученных в ходе изучения детско-родительских отношений подростков с умственной отсталостью. Данные и результаты оценки внутрисемейных взаимоотношений, полученные с
Таня Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно личность. Сильно варьирующий нажим карандаша свидетельствует об эмоциональной лабильности. Отсутствие рук у автора рисунка указывает на нарушени ...

Межличностные отношения в группе (психологический климат, лидерство, групповая совместимость, конформизм, роли и статусы, психологический барьер)
Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизаци ...