Психология » Азбука самореализации » Способ и направленности жизни
Способ и направленности жизни
Страница 2

Дорогой друг! В твоем возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания, формирование образа собственного Я. В образ Я встраивается и отношение к самому себе: можно уважать или презирать себя, любить или ненавидеть и даже понимать и не понимать себя и т.д. Взаимодействуя и общаясь с людьми, ты выделяешь сам себя из окружающей среды, ощущаешь себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступаешь для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается, прежде всего, в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Заметки на полях

Самосознание – это то, как люди видят самих себя. Оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе.

Образ Я – это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими[35,215;216].

7 -я пошаговая инструкция. Заполни хит – лист "Образ Я"

_

Образ Я

Дата

Я люблю себя за…

Я восторгаюсь такими своими способностями, как…

Проранжируй качества, которые для тебя являются главными:

самоуважение;

самокритичность;

себялюбие;

самоуничтожение;

другое

Ответь на вопрос: ты обладаешь стремлением быть понятным, завоевать симпатии, уважение сверстников и старших, повысить свой статус и т.д.

Как ты относишься к людям, которые обладают желанием быть незамеченными, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

8 -ая пошаговая инструкция. Поразмысли наедине с самим собой

1. Насколько, по – твоему мнению, положительно твое самосознание

2. Как можно попытаться улучшить свое самосознание

3. Какие признаки отличают человека, обладающего положительным самосознанием

_

Дорогой друг! Мы обретаем самосознание с рождения. На наше самосознание влияет то, как мы смотрим на мир, то, как мы поступаем, и то, как нас воспринимают окружающие. Важно понять и помнить, что самосознанию учатся, поэтому его можем изменить и придать ему положительный характер. Для успешной самореализации важным является уверенность в своих силах.

9 - ая пошаговая инструкция. Поразмышляй над представлениями психологов в области уверенного поведения.

Лазарус А.А. на основе своего клинического опыта выделил следующие содержательные способности, которые необходимо развить человеку. Это:

- способность сказать "нет";

- способность открыто говорить о чувствах и требованиях;

- способность устанавливать контакты, уметь начинать и оканчивать беседу;

- способность открыто выражать позитивные и негативные чувства;

- способность управлять мимикой и жестами;

- способность использовать Я.

По мнению Сальтера, важнейшими характеристиками уверенного поведения являются:

1. Эмоциональность речи (feeling talk): открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;

2. Экспрессивность речи (facial talk): ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;

3. Противостояние и атака (contradict and attack) как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

4. Использование местоимения "Я" (deliberate use of the word "I;

5. Принятие похвалы (express agreement, when you are praised) как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;

6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования.

10 - ая пошаговая инструкция. Проведи тест Патриции Якубовской на умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение (Приложение 2).

Найди утверждения, относительно которых твои оценки отличаются от ключа предлагаемого теста, запиши их.

_

10 - ая пошаговая инструкция. Внимательно изучи руководство по уверенному поведению

Руководство по успешному уверенному поведению

1. Если ты хочешь в чем-либо отказать другому, скажи ему ясно и однозначно "нет"; объясни, почему ты отказываешь, однако, не извиняйся слишком долго.

2. Отвечай без паузы - так быстро, как только это вообще возможно.

3.Настаивай на том, чтобы с тобой говорили честно и откровенно.

4. Проси пояснить, почему тебя просят о чем-либо, чего ты не хочешь делать.

5. Смотри на человека, с которым ты говоришь. Следи за его невербальным поведением: есть ли какие-либо признаки неуверенности в поведении партнера (руки около рта, бегающие глаза и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Общение как процесс и его функции (общение как обмен информацией, как взаимодействие, как восприятие людьми друг друга). Виды общения.
Общение — специфическая форма воздействия человека с други­ми людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуника­тивная сторона общения состоит в обмен ...

Пути и способы урегулирования социально-педагогических конфликтов в Вузе. Диагностика и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта
Современная ситуация, сложившаяся в высшей школе, требует от преподавателя конкретных действий по предотвращению и конструктивному разрешению различных конфликтов, особенно конфликтов между педагогом и студентами как наиболее опасных, спо ...