Теория потребностей К. Альдерфера

Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:

• потребности существования;

• потребности связи;

• потребности роста.

Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу. Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Мас-лоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п

Эти три группы потребностей, так же, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если неудовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять "включаются" потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.

Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Суть данных моделей состоит в предсказании результата процесса выбора субъектом цели и действия в определенной ситуации [McClelland et al., 1953; Heider, 1958; Atkinson, 1964; Л.Фестингер, 2000]. Этот процесс представляется так, что человек взвешивает посредством познавательных процессов ценность и ожидание альтернатив целей и действий и выбирает ту из них, которая обладает наибольшей ожидаемой полезностью.

Современные теории мотивации доказывают, что причины, побуждающие человека к деятельности чрезвычайно разнообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Ученые, придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий. Однако мы склонны придерживаться позиции А.Н. Леонтьева, о том, что не мотивированной деятельности не бывает, т.е. за каждым поступком личности скрывается определенный мотив, или группа мотивов.


Психологические идеи Сократа
Сократ был самым знаменитым древнегреческими фи­лософом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его уче­ники Платон и Аристотель. Учение о познании. Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обра­ще ...

Навыки, умения, привычки и процесс их формирования
1. Навык — автоматизированный элемент сознательного дей­ствия, который вырабатывается в процессе выполнения этого дей­ствия. Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема ин­ ...