Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Общие особенности коррекционной педагогики и специальной психологии. Исторический анализ. Краткая история развития
Общие особенности коррекционной педагогики и специальной психологии. Исторический анализ. Краткая история развития
Страница 6

Однако, с 1927 г. его деятельность также стала подвергаться резкой критике сталинских ученых и имя Бехтерева было в дефектологии вытеснено другими. В 1929 г. на смену направления дефектологии, которое возглавляли В.П. Кащенко в Москве и В.М. Бехтерев в Петербурге, пришло идеалогизированное понимание психологии и педагогики. Был организован Экспериментально-дефектологический институт, который возглавили советские ученые И.И. Данюшевский (директор) и Л.С. Выготский (научный руководитель). Имя последнего и стало лейб-мотивом всего 70 летнего периода социалистической дефектологии. Основоположники же отечественной дефектологии (B.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, А.С. Грибоедов, В.М. Бехтерев и др.) были репрессированы; они обвинялись в чрезмерном применении зарубежных тестов, и их работа рассматривалась как педологическое уклонение от государственной идеологии. В результате дефектология приняла субъективный, недостаточно научный характер, отрицающий достижения генетики, кибернетики, экспериментальной психологии.

В настоящее время наблюдаются обратные тенденции, с глубоким изучением опыта зарубежных дефектологических школ, синтезом их достижений. На этом фоне реабилитируются забытые имена, а чрезмерно прославленные вскоре займут подобающее им место. К сожалению, современное положение отечественной дефектологии характеризуется отсутствием единой интегральной теоретической, научной и мировоззренческой базы в связи с уходом советской идеологии. На пороге Ш тысячелетия ожидается формирование новых синтетических основ специальной психологии и педагогики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Диагностико-коррекционная работа детей младшего школьного возраста
Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозм») и буквально истолковывается как «различительное познание». Согласно современному общенаучному представлению под термином «диагностика» подразумевае ...

Современная психологическая наука, ее задачи и роль в социальном научно-техническом прогрессе
В начале XIX в. стали складываться новые подхо­ды к психике. Физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом осо­бое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых пор ...