Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Этапы современного развития. Краткая характеристика этапов
Этапы современного развития. Краткая характеристика этапов
Страница 3

В этом случае акцент коррекционной педагогики переносится с необратимых выраженных дефектов на аномалии развития; с дефективных детей на трудных и аномальных. Аномалии в отличие от дефекта носят частично обратимый характер.

За рубежом конкретизация задач коррективной педагогики связано с введением еще в 1915 г. немецким психиатром Эмилем Крепелином понятий ЗПР и олигофрения. В результате происходит дифференциация олигофрении как грубой умственной отсталости, тяжелых сенсомоторных и речевых дефектов (дефектология) от ЗПР, других умеренных аномалий, которые стали изучаться собственно коррекционной педагогикой.

В 60-70 годы понятие аномалии стало рассматриваться как «патологическое отклонение от нормы в функциональных системах организма». А ЗПР стали оценивать как «нарушение темпа физического и умственного развития» на фоне нейропсихологических расстройств, незрелости отдельных психологических функций (Н.Н. Малофееев, 1997).

С 80-х годов стал чаше в нашей стране применяться зарубежный вариант термина «коррекционная педагогика», где вместо борьбы с дефективностью на первое место стала выдвигаться научно обоснованная система коррекционной работы, имеющей свои специальные методы и формы образовательной деятельности. Вместо специальных учреждений интернатного типа, где дети изолировались от родителей, стали внедрятся более демократичные и гуманные виды коррекции аномалий в семье и общеобразовательных школах.

Поэтому таких детей стали обьединять со здоровыми детьми, создавая специальные классы КРО в общеобразовательных школах, что снимает эффект депривации. КРО призвано практически полностью коррегировать имеющиеся отклонения в развитии; оно сменило обучение начально-приспособительное, позволяющее хотя бы частично приспособить ребенка с грубым дефектом развития к самообслуживанию и реже – адекватной жизни в обществе. Поэтому в 70-80 годах в рамках дальнейшей гуманизацией коррекционной педагогики понятие «аномалия» сменилось понятием «отклонение в развитии».

6. Специальная педагогика

Последний (седьмой) этап характеризуется развитием в 90 годы специальной педагогики на основе современного опыта зарубежных стран в области специального образования. Используется европейское понятие «педагогика лиц с ограниченными возможностями»; американский термин «педагогика, изучающая все нестандартные случаи воспитания и обучения, в том числе, работу с одаренными детьми (Г.Ф. Кумарина, 1997).

В нашей стране специальная педагогика рассматривается как «система специальной, т.е. ориентированной на особые потребности в медико-психолого-педагогической помощи, как выражение гуманного отношения общества к тем детям, которые испытывают трудности социальной адаптации, полноценной жизни в обществе» (Г.Ф. Кумарина, 1997).

Специальная педагогика ориентирована на работу с «детьми, имеющими проблемы обучения» на основе применения технологий «компенсирующего обучения». Среди них выделяют также «группу риска»: это «ситуация риска социально-психологической дезадаптации» или «риск в развитии растущего человека, нарушение взаимодействия индивида со средой (Г.Ф. Кумарина, 1997).

Для работы с этими детьми открываются классы компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях; внедряются специальные технологии компенсации в общеобразовательный процесс в обычных классах; организуются специальные формы внеучебной работы. Все большее значение приобретают не коррекционные мероприятия, а компенсирующее обучение

Страницы: 1 2 3 4