Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Отклонения в развитии в связи с недостаточностью зрения и слуха
Отклонения в развитии в связи с недостаточностью зрения и слуха
Страница 3

3. Депривационные синдромы при потере зрения и слуха

1) Социальная депривация. У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность, к частности, предметную. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию процессов выделения свойств предметов (Т.В. Розанов, 1978).

Это, в свою очередь, приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями. Затрудняется включение восприятия в более широкий круг деятельности.

В то же время введение слов без опоры на сенсорный опыт у слепых детей, ведет или к чрезмерному расширению значения слова, или наоборот, сужающего уровень обобщения.

2) Психологическая депривация. Так, у слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы, в частности, связано с невозможностью восприятия таких выразительных средств как взгляд, жест, мимика. Это в свою очередь задерживает развитие основных форм общения.

У глухих детей в связи с отсутствием восприятия речи взрослого, ее эмоциональной интонации, отмечается недоразвитие эмоционального общения уже с первого года жизни. У них часто отсутствует комплекс оживления, позднее происходит различие близких и чужих людей. В более старшем возрасте проявляется дефект эмоциональной ориентировки, связанный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи. Отмечается также замедление темпа развития мышления - процессов обобщения и отвлечения.

3) Сенсорная депривация. Вызывает, недоразвитие способности к приему, переработке и хранению информации. Что в свою очередь замедляет не только процессы восприятия, но и ее анализа, а также процессы внимания, памяти и т.д.

4. Сенсорная компенсация и пространственная ориентация

Одновременно с вторичными отрицательными симптомами возникают и симптомы компенсаторные, развивающиеся в результате приспособления аномального ребенка к требованиям среды. Происходит функциональная перестройка с мобилизацией резервных возможностей ЦHC и высокой пластичности в формировании ВПФ. Так, у глухих при отсутствии словесной речи формируется жестовая речь. У слепых развивается "шестое чувство" - способность определять наличие приближающиеся предметы даже при полном отсутствии зрения. Известна и повышенная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму предмета. Также обостряется слух, позволяющий ориентироваться в пространстве.

5. Изменения личности

Причинами патологического формирования личности по дефицитарному типу считается реакция личности на хроническую психотравмируюшую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности в какой-то деятельности. Отмечается ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной депривации. Психологическая структура данного типа личности включает в себя пониженный фон настроения, (депрессивность); астенические черты (общая слабость), нередко с явлениями ипохондричности; тенденция к аутизации как следствие обьективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом.

Страницы: 1 2 3 4


Коррекционная направленность умственного, физического, трудового, эстетического, нравственного воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях 8
Умственное воспитание ребёнка рассматривается не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Умственное воспитание детей происходить в ходе общения со взросл ...

Организация условий для адаптации детей раннего возраста
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Эт ...