|
Отмечаются и более сложные страхи: страх смерти, боязнь всего окружающего и т.д. Чувство страха постепенно вызывают все новые предметы и явления. Поэтому формируется стремление к сохранению привычного стереотипа неизменности окружающей обстановки. Их перемена воспринимается как нечто угрожающее, вызывает выраженную реакцию тревоги. С состояниям страха связаны также различные защитные действия и движения, носящие характер ритуала. В целом страхи усиливают отрицательное эмоциональное отношение к окружающему.
5. Интеллектуальное развитие
Интеллектуальная недостаточность не является обязательным признаком для аутизма. Обычно она носит вторичный характер. Еще Л. Каннер (1955) отмечал, что эти дети нередко могут иметь хорошие интеллектуальные данные и даже быть парциально одаренными: обладать абсолютным музыкальным слухом, хорошо рисовать и т. д. Однако, для их интеллектуальной деятельности в целом типичны нарушения произвольной деятельности, целенаправленности, затруднения в концентрации внимания, быстрая утомляемость. Имеется также определенная необычность мышления, склонность к символизму.
Сама интеллектуальная деятельность имеет аутистическую направленность. Игры, интересы ребенка далеки от реальной ситуации, их содержание монотонно, а поведение однообразно. Игры длительно сохраняют манипулятивный характер. Причем дети предпочитают манипуляции с не игровыми предметами: палочками, бумажками и т. д.
Аутистические фантазии имеют сказочную форму, часто встречается сюжет перевоплощения в животных. В отличие от игры здорового ребенка наблюдается полный отрыв от реальности, охваченностъ всего поведения фантастическим сюжетом. Их содержание связано с попыткой компенсировать имеющиеся страхи, повышенной тревожности, чувством собственной неполноценности.
6. Речь
Часто при потенциально большом словарном запасе и способности к сложным речевым оборотам дети не пользуются речью для общения. Это может быть частичный или полный мутизм, аутичная речь, обращенная в пространство, к самому себе, эхолалия при ответах на вопросы. Характерно неупотребление личных местоимений, речь о себе во втором или третьем лице. Тембр и модуляции голоса неестественны, часто певучи. При недоразвитии коммуникативной функции речи нередко наблюдается повышенное стремление к словотворчеству, бесцельному манипулированию звуками, слогами, отдельными фразами из стихов и песен.
Могут наблюдаться дисфазии (Вебер Д ., 1978), нарушения понимания значений слов, неспособность к усвоению грамматических правил (Раттер М., 1978). Речевые нарушения также расценивают как одно из проявлений недостаточности мышления, а именно невозможности использования знаков и символов.
7. Моторика
Наблюдается нарушение координации произвольных движений, трудности, в освоении навыков самообслуживания. Отмечается мышечная гипотония, слабость мышц, особенно рук. Вместе с тем формируется манерность и вычурность движений, склонность к гримасам, неожиданным жестам, сходным с навязчивыми ритуалами. Расстройства функции вестибулярного аппарата обуславливают страх при имеющемся нарушении равновесия, отмечается тенденция к вращательным стереотипным движениям.
Двигательные нарушения часто напоминают моторную апраксию с отсутствием плавности, гибкости, нарушением координации. Изменяется программа организации движений. Имеется сочетание относительной сохранности отдельных операций с более выраженным нарушением их пространственно-временной реализации. Застывший или скользящий взор, неустойчивость зрительной фиксации предполагают наличие и зрительно-моторных расстройств. Отмечаются нарушения ритма, темпа речи /ее скандированность, толчкообразность/.
8. Психический тонус
Вышерассмотренные нарушения связаны с недостаточностью определенных психологических систем (гностических, речевых, двигательных). Вторая группа расстройств обусловлена недостаточностью активирующей, аффективной системы. Если первая локализуется на уровне коры головного мозга, то вторая - на уровне подкорковых структур.
Эти системы обеспечивают тоническую основу нервно-психических функций. От их состояния зависит уровень бодрствования, психической и моторной активности, побуждении к деятельности.
С позиции теории психического стресса Г. Селье аутичный ребенок в процессе любой деятельности не удерживается на стадии приспособительной мобилизации психического тонуса, а находится на стадиях патологического напряжения и истощения. В картине аутизма они последовательно сменяют друг друга.
Поэтому выявляется нарушение концентрации внимания, его неустойчивость, быстрая истощаемость. К резким колебаниям внимания, когда ребенок практически выключается из ситуации, относятся и кратковременные утери мысли (шперрунги). Низкий психический тонус способствует более низкому уровню протекания всех психологических процессов.
Специфические трудности обучения дошк-в с ЗПР
У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков оп ...
Результаты исследования по авторской проективной методике «Подарок»
Методика направлена на изучение готовности брать на себя ответственность за результат при выполнении той или иной деятельности.
Диаграмма 4.(КГПУ)
Диаграмма 5.(МГТУ)
При сравнении выше представленных диаграмм видно, что среди студе ...
|