Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психолого – медико – педагогическая консультация
Психолого – медико – педагогическая консультация
Страница 1

В настоящее время ведущей тенденцией коррекционной педагогики является интеграция деятельности медицины, психологии и педагогики для решения общих проблем детей с отклонениями в развитии. Это определило необходимость создания медико–психолого-педагогических консультаций /ПМПК/ районного, городского и областного уровня, а также комплексных реабилитационных центров для всестороннего лечения, например, речевых нарушений, ДЦП и т.д.

I. Общая характеристика психолого-медико-педагогической консультации

ПМПК решают проблему отбора детей с специальные учреждения и динамического контроля их за ними, а реабилитационные центры – комплексного дополнительного лечения.

Психолого–медико–педагогическая консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно–воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирование родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико–психолого–педагогической помощи детям с недостатками в развитии. Областная ПМПК осуществляется обследование детей от 0 до 18 лет.

Основными задачами ПМПК

является:

1. Проведение психолого–медико–педагогическая обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства.

2. Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в умственном, физическом развитии и поведении для направления их в специальные учебно–воспитательные и лечебные учреждения: для детей с нарушениями зрения, для глухих детей и для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата, для детей с задержкой развития, для детей с нарушениями интеллекта, для детей со смешанными дефектами.

3. Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно–воспитательного и лечебного учреждения и целесообразного пребывания в нем ребенка.

4. Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам несовершенно летним по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащим направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения.

5. Проведение разъяснительной работы среди населения, работников учреждений образования, здравоохранения и соц.обеспечения о необходимости более полного выявления детей и подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи.

6. Создание банка данных о количестве детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы предложений о рациональном развитии сети специальных учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе образования, социального обеспечения, здравоохранения.

7. Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для их углубленного и динамического изучения.

2. Принципы деятельности ПМПК

Деятельность специальной психологии, и в частности, ПМПК базируется на системной концепции отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев и др.). Его сочетание с тенденциями гуманистической психологии (Роджерс, Маслоу и т.д.), закономерностями психологии сознания и психологии общения позволяют говорить о синтологическом подходе

как интегративной сфере современной психологии.

1. Основной принцип, которым должны руководствоваться все работники детских учреждений, - принцип гуманности

. Он заключается в том, чтобы во время создать каждому ребенку необходимое условие, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных посещений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

2. Обязательным является принцип комплексного изучения детей

. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, ребенку назначается повторное обследование. При решении самых сложных вопросов на первом месте стоит учет интересов ребенка.

Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до комиссии позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребенке, как усиливающаяся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Страницы: 1 2 3


Анализ результатов исследования
Результаты изучения уровня самооценки представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1. Уровень самооценки среди дошкольников № Уровень самооценки АВ % 1 Неадекватно низкий (0 баллов) 3 10 2 Средний (1 балл) ...

Понятие ассоциации у Дэвида Юма.
Дэвид Юм (1711-1776) считал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Все человеческое познание есть ассоциация идей. Единственным источником познания является опыт. Рефлексия же не дает истинного знания, так ...