Психология » Безумие. Состояние вопроса
Безумие. Состояние вопроса
Страница 4

2) вне пределов логики Логоса. В этом нет ничего внеположенного, напротив, выход за пределы (границы) логики манифестирует эти пределы и тем самым ещё раз убеждает нас в абсолютной реальности пространства логики и указывает на познание как на единственно возможный путь решения подавляющего большинства проблем. Но, однако, не всех. Дело в том, что абсолютная реальность какого-либо одного пространства, в данном случае – пространства логики, вовсе не исключает существования и других не менее реальных пространств. Как справедливо заметил один из героев Стивена Кинга (падая в пропасть), есть и другие миры. Вспомним, хоть это и не имеет непосредственного отношения к психиатрии, что размышления по поводу принципиальной недостижимости устойчивости мира с точки зрения классической механики Ньютона вынудили Н. Бора отказаться от классической механики при объяснении внутреннего строения атома и представить себе проблему в виде парадокса (переходного феномена). Так родилась атомная физика, в пределах которой необъяснимое с позиций классической механики поведение атомных составляющих получило, наконец, позитивный статус. Мир от этого устойчивее не стал, но человечество получило атомную физику со всеми вытекающими последствиями.

Парадокс - отношение двух противоположных утверждений, для каждого из которых имеются убедительные аргументы (удивительно похоже на антиномию, не правда ли?). «В логике – противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим результатам. Наличие П. означает несостоятельность какой-либо из посылок (аксиом), используемых в данном рассуждении или теории в целом, хотя эту несостоятельность зачастую трудно обнаружить, объяснить и тем более устранить» - таково классическое определение [13] .

Попытаемся представить себе безумие как парадокс: выраженные клинически и экспериментально-психологически определяемые изменения личности налицо - анатомического субстрата нет. Разумеется, мы не говорим сейчас о тех формах психической патологии, для которых всё же определяется анатомический эквивалент (сосудистые, деструктивные, воспалительные, объёмные процессы в головном мозге и т. п.). Парадоксальность сигнализирует о том, что привычные приёмы теоретического мышления (логики Логоса) не способны обеспечить продвижения к истине, и, соответственно, адекватного решения проблемы. В пространстве традиционной логики парадоксальность может иметь решение, но, как правило, это решение носит характер попытки примирить непримиримое, отвернуться от проблемы, от несоответствия. Тем самым уничтожается не только необходимость, но даже и сама возможность изменения. Попытки логического решения парадокса превращают любое движение, любое перемещение и любое изменение в безответственный ход программы. Традиционная логика и её любимое дитя – здравый смысл – распределяют предметности таким образом, что различие полагается исходно и задаёт направление движению, которое призвано подавить, уравнять и аннулировать различие. Здравый смысл требует избрать одно направление и следовать ему. Направление это легко определимо – от более дифференцированного к менее дифференцированному. Вспомним: «от вещей к первичному огню», «от миров (индивидуальных систем) к Богу» [3]. По этому направлению ориентирована стрела времени: более дифференцированное выступает в качестве прошлого, так как определяет происхождение индивидуальной системы, менее дифференцированное выступает как будущее и определяет цель. Однако в зоне перехода, а безумие как часть маргинального мира - мира болезни являет собой именно феномен переходности, никакая заданность извне не может служить основанием. В то время как необходимость выйти за пределы, трансцендировать есть необходимое условие бытия: человек, «…чтобы быть, должен меняться во времени» [21]. Безумие, безусловно, - изменение, трансценденция за пределы «нормального» мировосприятия и подчиняется законам бытия. Очевидно, что и решение, которое удовлетворило бы бытие в условиях транзиции тоже должно проходить через «безрассудство нерешаемого и невозможного: идти туда, куда ходить невозможно» [4]. Другими словами парадокс нерешаем средствами традиционной логики бинарностей. Фактически парадокс означает отсутствие намеченного и обеспеченного перехода, дороги, тропы, которые могли бы служить верным путём. Непроложенный путь служит «…условием решения или события, состоящего в открытии пути, в том, чтобы перейти, т. е. пойти за» [5]. Решение, удовлетворяющее бытие в переходной зоне, состоит не только в отсутствии самого решения, но и в нецелесообразности даже каких-либо попыток решить парадокс в пределах данной парадигмы. На наш взгляд, более всего сущность парадокса выражает следующее определение: парадокс – особая форма отношений с действительностью, которая обозначает несоответствие предпосылок или истоков событий, невозможность привести в соответствие сами события и одновременно делает возможным, реальным и даже необходимым поиск оснований за пределами данной реальности, личности и бытия. Для решения парадокса не остаётся ничего другого, кроме как взять за основание непостижимое (непостижимое на момент исследования). Как отмечает М. Решетников, «…развитие науки может идти только в том случае, если выдвигаемые гипотезы будут настолько смелыми, насколько это возможно, и опровергающими предшествовавшее знание» [9]. Проблема безумия как парадоксального явления в принципе неразрешима способами рациональной методологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Способ и направленности жизни
Забота (в первую очередь) За свой счет За счет других О себе Потребитель Паразит О людях и жизни Творец Романтик Нет смысла пытаться точно определить, кем являешься ты или другие инте ...

Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников
Анализ литературы по проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников позволяет выделить следующие условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов: - учёт возрастных и индивидуальных особенност ...