Психология » Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа » Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов. Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов. Организация и методы исследования
Страница 2

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином "ценность" мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. "Развитие себя", т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. "Духовное удовлетворение", т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. "Креативность", т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. "Активные социальные контакты", т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. "Собственный престиж", т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. "Высокое материальное положение", т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. "Достижение", т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. "Сохранение собственной индивидуальности", т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень жизненных сфер:

1. "Сфера профессиональной жизни".

2. "Сфера образования".

3. "Сфера семейной жизни".

4. "Сфера общественной активности".

5. "Сфера увлечений".

6. "Сфера физической активности".

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка.

Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений (см. приложение 3), каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция:

"Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:

- если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;

- если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;

- если для Вас имеет определенное значение - поставьте цифру 3;

- если для Вас это важно - поставьте цифру 4;

- если для Вас это очень важно - поставьте цифру 5.

Результаты исследования по вышеописанным методикам представлены в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 


Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (середина 17 в. – середина 19 в.)
Представления о душе радикально изменились после того, как Рене Декарт (1596 – 1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, настолько очевидна, что была примене ...

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Актуальность проблемы адаптации
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Анализ деятельности различных дошкольных учрежден ...