Психология » Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа » Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов. Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов. Организация и методы исследования
Страница 1

Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов:

I этап предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и методов исследования; анализ, обобщение, подбор материала по проблеме ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа (июнь – август 2006г.).

II этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 3 курса (сентябрь - октябрь 2006 г.).

III этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 4 курса (сентябрь - октябрь 2007 г.).

IV этап - экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 5 курса (сентябрь - октябрь 2008 г.).

V этап – сравнительный анализ исследований ценностных ориентаций (январь-март 2009 г.).

На первом этапе исследования применялся метод теоретического анализа литературы, позволивший нам рассмотреть проблему ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.

При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 20 человек, студенты факультета педагогики и психологии ЛПИ – филиала СФУ.

Возраст испытуемых студентов 3 курса, по материалам анкетирования составляет от 19 до 34 лет.

Возраст испытуемых студентов 4 курса от 20 до 35лет.

Возраст испытуемых студентов 5 курса от 21 до 36 лет.

Соотношение исследуемых студентов составляет 50% женатых (замужем) и 50% не женатых (не замужем);

У 8 из 20 опрошенных на начало эксперимента есть дети.

Для исследования ценностных ориентаций нами была составлена следующая анкета (см. приложение 1).

Анкета

1. Возраст

2. Семейное положение

3. Дети

4. Ценности в жизни

(поставьте цифры в порядке значимости для Вас)

а) профессия

б) социальный статус

в) семья

г) самосовершенствование

д) ваш вариант ответа

5. Почему решили поступить в ВУЗ?

а) необходимо получить диплом

б) возможность интеллектуального развития

в) возможность улучшить свое материальное положение

г) получение профессии

д) желание родителей

е) для самоутверждения

ж) ваш вариант ответа

6. Чем обусловлен выбор данной профессии?

7. Как планируете применить полученные знания?

а) буду работать по выбранной профессии

б) не буду работать по данной профессии

в) еще не решил(а)

Далее были использованы следующие методики.

Методика 1. "Ценностные ориентации" (Рокич М.)

М. Рокич различает два класса ценностей (см. приложение 2):

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Методика 2. Морфологический тест жизненных ценностей

Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И.Г. Сенина [24].

Страницы: 1 2


Специфика агрессивного поведения детей
Первые попытки объяснения развития агрессивности детей были предприняты в психоаналитическом направлении. А. Фрейд, разделявшая взгляды своего отца на противоборство сексуальных и агрессивных инстинктов, выделяет несколько фаз в развитии ...

Психологические защиты в концепции Зигмунда Фрейда
Изучая структуру личности, Фрейд (приложение1) выделил: ид– бессознательное; эго – сознание и предсознательное; суперэго – сознание, предсознательное и бессознательное. Фрейд определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию, ко ...