Психология » Гештальт-терапия. Гештальт-группы » Геештальт-группы в групповой терапии
Геештальт-группы в групповой терапии
Страница 4

В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и проекций. Методика двух стульев - индивидуальна, но полярности можно исследовать и на уровне всей группы , когда в ней возникают межличностные конфликты. Для того, чтобы выявить спектр чувств, каждому из членов группы можно обойти всех остальных и высказать им свое неудовольствие или одобрение. (хождение по кругу).

Концентрация внимания на чувствах. Основная цель упражнений такого рода – проанализировать свои чувства. Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное выражение.

1) та энергия, которая тратится на подавление отрицательных эмоций, может быть направлена на достижение позитивных целей.

2) при открытом выражении чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта.

3) возможно интегрировать различные аспекты личности.

Одна из методик – разыгрывание ролей. Такая работа может побудить человека к проигрыванию новых форм поведения. Каждая форма поведения, которую участник выбирает с целью преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О скрытых эмоциях можно судить и по интонации.

Анализ сновидений и фантазий. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В групповой гештальт-терапии не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и фантазиями включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы.

Перенос на реальную почву – участник описывает сон (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, человек вновь погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда человек по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих пор никогда не осознавал в полной мере.

Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно рассматривать весь сон целиком, достаточное количество информации может содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву. Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно воспользоваться методикой пустого стула. Для наглядности роль фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы воспроизводить услышанные фразы.

Принятие ответственности. Механизмы развития любого невротического состояния связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя, потому важно чтобы каждый участник группы прямо обращался к другому, а не обсуждал его в третьем лице. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо, мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя ответственность за свои мысли и т.д. Руководитель также побуждает к замене союза «но» на «и». рекомендует менять вопросительные предложения на утвердительные, чтобы участники могли выявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других.

Страницы: 1 2 3 4 5


Изменение восприятия времени, обусловленное приближением гибели
Но не только во время сна мозг прибегает к обработке информации в ускоренном темпе. Обратимся к профессору Гейму, который в 1895 году в цюрихском альпийском клубе рассказал о впечатлении людей, переживших падение в горах. Характерной особ ...

Физиология
Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, осуществляющими "уравновешение" организма со средой. Легко видеть, ...