Общее понятие о внимании

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Давайте рассмотрим процесс возникновения произвольного внимания в индивидуальном развитии человека.

До начала второй половины первого года жизни внимание ребёнка полностью непроизвольно. С шести месяцев до одного года вниманием ребёнка с помощью жестов постепенно обучается управлять взрослый. После годовалого возраста жесты для управления вниманием взрослого начинает использовать и ребёнок, сам же взрослый пользуется уже не только жестами, но и речью. От года до трёх лет это же постепенно обучается делать и ребёнок. После трёх лет он пытается управлять собственным вниманием, и с пяти-шести летнего возраста такие попытки становятся систематическими. С этого момента можно уже говорить о том, что у ребёнка сложилось произвольное внимание. [1,140]

В развитом виде внимание человека представляет собой довольно сложный процесс, который психологически можно изучать и оценивать по нескольким параметрам: по концентрации, устойчивости, объёму, распределению, переключению.

Определения этих параметров:

1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;

2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

4) распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;

5) переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости.

Внимание:

Формы проявления:

внимание

направлено на

моторное

движение

интеллектуальное

мышление

сенсорное

восприятие

Параметры:

концентрация

устойчивость

объем

распределение

переключение

Типы:

внимание

характеризуется

непроизвольное

отсутствием целенаправленного волевого акта

произвольное

наличием целенаправленного волевого акта

послепроизвольное

целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий


Развитие дошкольников с нарушениями зрения в разных видах деятельности
К детям с нарушением зрения относятся слепые дети с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу. Слабовидящие дети со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше вид ...

Механизм рефлексии, как один из аспектов деформации когнитивного компонента Я-концепции
Мотивация использования когнитивных технологий в практике социальной работы в настоящее время во многом связана с тем, что на сегодняшний день данные статистики говорят о низком психокультурном потенциале современных подростков и дефекте ...