Психология » Психопрофилактика девиантного поведения среди подростков » Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической практике. Девиантное поведение: определение, характеристика, причины
Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической практике. Девиантное поведение: определение, характеристика, причины
Страница 2

На сегодняшний день составлена определенная система форм девиантного поведения. Рассмотрим примерную схему:

Преступность

Наркомания

Алкоголизм Основные формы девиантного поведения

Проституция

Суицид

Побеги из дома и бродяжничество

Страхи и навязчивости

Вандализм и граффити

Агрессия

Враждебность [15].

Дадим более полную характеристику каждой форме.

Преступность. В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология - наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика - о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология - о действиях социальных законов, то роль психологии - раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка [4]. Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

потребность в престиже, в самоуважении;

потребность в риске;

эмоциональная неустойчивость;

агрессивность;

наличие акцентуации характера;

отклонения в психическом развитии;

низкое самоуважение;

неадекватная самооценка [12, 17].

Противоправные действия в подростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и "непедагогических" методов воспитания.

Наркомания - это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы - наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания - это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;

отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;

употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

хранение наркотиков дома;

наркотическая наследственность;

состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились [4].

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений - предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей [4, 7].

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологические особенности детей начального этапа общения в психолого-педагогической литературе
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I – IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. А зависят от готовности ре ...

Страх, тревога и боязнь
Психологи различают два вида страхов и тревог - реальные и мнимые. Устойчивые мнимые страхи и тревоги считаются симптомом душевного расстройства. Обычно мнимые страхи и тревоги выражаются в виде определенной фобии, т.е. смертельного ужаса ...