От души к сознанию

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Тело человека и животных теперь рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа тела человека в отличие от тела животных регулируется не органическими потребностями, а душой. Идет время, европейское общество преобразуется: форми­руются новые экономические и политические отношения, появляется буржуазия. Бурно развивается машиностроение. Идеи механики проникают и в другие науки. Философы на­чинают проводить аналогии между телом и технической кон­струкцией. Именно с этой идеей и было связано открытие французским философом Рене Декартом (XVII в.) рефлектор­ной природы поведения (термин «рефлекс» вошел в научный обиход позже). Он же ввел понятие сознание вместо понятия «душа»

как понимание человеком происходящих в нем пси­хических процессов.

В философии (как и в других науках) начинает главенство­вать принцип детерминизма (вспомним третий корень пси­хологии!), согласно которому научные факты должны стро­го объясняться в рамках причинно-следственных отношений. Активным приверженцем этого принципа стал Бенедикт Спи­ноза (XVII в.). Он же проповедовал идею единства мира. Спи­ноза писал: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (Спиноза, 1957, с. 407). Психология обогащается идеями и других наук, в част­ности математики. Это сказалось прежде всего на взглядах известного немецкого ученого Готфрида Лейбница (XVII в.). Он уподобил психику не арифметической сумме отдельных психических явлений, а интегралу, т.е. результату достаточ­но сложного взаимодействия составляющих. Впервые введя в научный обиход понятие бессознательного, он отмечал сложное переплетение сознательного и бессознательного в деятельности человека

. Лейбниц разграничил также перцеп­цию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие, включающее в себя внимание и память).


Поведение и психика
В следующем, XVIII в. на свет появляются два учения, надолго предопределившие развитие психологии как науки. Это — эмпиризм и сенсуализм. Первый представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приорит ...

Способности. Задатки и способности. Виды и уровни способностей.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способ ...