Психология » Специальная дошкольная педагогика и психология » Деятельность Л.С. Выготского. Эволюция взглядов Выготского на отклоняющееся развитие ребенка
Деятельность Л.С. Выготского. Эволюция взглядов Выготского на отклоняющееся развитие ребенка

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Выготский сумел определить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявить, систематизировать и увязать их с общими закономерностями развития личности и общества. Им были сформулированы новые задачи специальной педагогики и специальной школы, основные теоретические предпосылки для перестройки работы в области аномального детства. Суть их сводилась к тому, чтобы "связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго - и т.п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства".

Идея интеграции, взаимосвязи общих и специальных психолого-педагогических вопросов проходит через все творчество ученого. Им были выявлены и сформулированы основные законы психического развития ребенка: закон развития высших психических функций, закон неравномерности детского развития, закон метаморфозы в детском развитии и др. Он выдвинул идею своеобразия развития личности аномального ребенка, которая формируется, как и у обычного ребенка, в процессе взаимодействия биологического, социального и педагогического факторов.

Л.С. Выготским были разработаны и научно обоснованы основы социальной реабилитации аномального ребенка. В противовес лечебной педагогике, которая тогда опиралась на "психологическую ортопедию" и "сенсорное воспитание", он разработал социальную педагогику, снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности.

Им был предложен динамический подход к дефекту. Он считал, что симптом не признак, не первопричина аномального развития ребенка, а результат, следствие своеобразия его развития, за ним скрываются, как правило, сложные патологические процессы этиологического и анатомо-клинического характера.

Выготский разработал учение о первичности и вторичности дефекта, о социальной природе вторичного дефекта, обосновал идею единства интеллекта и аффекта; мышление, так же как и действие, имеет мотивационную основу и в абстрактных условиях развиваться не может. Он сформулировал понятие "зона ближайшего и актуального развития ребенка", выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития.

Им активно разрабатывалась мысль о компенсаторных возможностях организма аномального ребенка. Исходной точкой в коррекционно-педагогической работе с аномальными детьми он считал сохранное, наименее подвергшееся аномалии или не затронутое ею состояние организма ребенка. С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком, - утверждал Л.С. Выготский.


Теории мышления в психологии
Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: те которые происходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных ...

Синтогенетическая периодизация психического развития
1. Проблема синтологического исследования психологического развития Хорошо известны классификации периодов жизни детей по Бюллеру, Гизелю, Выготскому, Эльконину; возрастные периодизации, охватывающие и взрослый период жизни - Э. Эриксон, ...