Психология » Специальная дошкольная педагогика и психология » Игровая и продуктивная деятельность дошкольников с нарушениями зрения
Игровая и продуктивная деятельность дошкольников с нарушениями зрения

К детям с нарушениями зрения относятся слепые дети, с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением при остроте зрения 0,05 и ниже на лучше видящим глазу. Слабовидящие дети со снижением зрения от 0.05 до 0,2 на лучше видящим глазу при возможности очковой коррекции. Дети с косоглазием и амбриопией.

У детей с нарушением зрения возможно проведение коррекционных мероприятий в различных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. При этом важно учитывать ведущий вид деятельности в рамках которого осуществляется наиболее адекватное развитие детей дошкольного возраста.

Младенческий возраст - это эмоциональное общение; ранний возраст - это предметно манипулятивная деятельность. Дошкольный возраст - это игровая деятельность.

В игре дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения среди сверстников и взрослых людей. Практически овладевают нормами и правилами поведения и приобщаются к жизни окружающих и взрослых.

Существуют несколько видов игр: сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические, театральные.

Программой детского сада предусмотрено проведение специальных пропедевтических (индивидуальных и подгрупповых) занятий по обучению детей игре в задачу которых входят формирование действий с предметами и игрушками, использовать их по назначению; специальные наблюдения за деятельностью взрослых; занятия по принятию роли; проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединение в единый сюжет. В игре дети учатся отображать жизнь взрослых, что помогает им утвердится среди сверстников.

Воспитатель и тифлопедагог руководи игрой учат детей с нарушениями зрения видеть окружающие и отображать увиденное в играх. Игра служить для педагога эффективным средством преодоления недостатков развития личности ребёнка с нарушением зрения. Необходимым условием возникновения самодеятельных форм детской игры является педагогическая помощь, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов совместного взаимодействия в игре.

Существенное место отводит педагог работе по формированию и обогащению сюжета ролевых игр путем наблюдения за жизнью и действиями взрослых, путем чтения художественной литературы, разыгрывания небольших инсценировок, сделанных по сказкам или на основе жизненных наблюдений.

Важная роль отводится дидактическим играм как средству развития зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания детей с нарушением зрения.


Невербальное (неречевое) общение
Можно выделить четыре формы невербальных средств общения, каждая из которых использует свою знаковую систему: кинетика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение. Кинетика — система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантоми ...

Особенности подхода Л. Бинсвангера и М. Босса
Бинсвангер известен как создатель разработка системы экзистенциального анализа. Согласно Бинсванегру «экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции)». То есть экзистенциа ...