Психология » Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе » Теоретические подходы к проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности. Понятие и основные характеристики развития психических познавательных п
Теоретические подходы к проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности. Понятие и основные характеристики развития психических познавательных п
Страница 5

При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и образы возникают в русле задач, которые ставит содержание учебной деятельности[14].

Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Такие знания составляют основу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие возрастные периоды жизни. Творческое воображение как создание новых образов, связанно с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением в новые сочетания, комбинации. В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, что требует постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять и усвоить учебный материал.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Не менее важная по значению деятельность младшего школьника – труд в двух характерных формах: в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок. Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности, ребенок осваивает способы самостоятельного управления, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально-логического мышления.

Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в первые два года обучения во многом сходны с особенностями мышления дошкольника. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач учащиеся опираются на реальные предметы или изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных фактов. Все проявляется и при усвоении учебного материала. Процесс обучения стимулирует быстрое развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом. Так же и на уроках русского языка при усвоении слова, которое сначала не отделяется от обозначаемого предмета, но постепенно становится предметом специального изучения[15].

Современный уровень развития общества и сведения, почерпнутые ребенком из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников объяснять, вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами и явлениями, то есть мыслить отвлеченно.

Ученые изучали вопрос об умственных возможностях младшего школьника. В результате ряда исследований выявилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании соответствующих условий, то есть при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.

У первоклассников сравнение иногда подменяется рядоположением. Сначала перечисляют все особенности одного предмета, потом другого. План для последовательного сравнения общих и различных свойств составлять учащимся еще трудно. Процесс сравнения требует систематического и длительного обучения учащихся.

Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие. Дети легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения. Обобщение в начальных классах характеризуется осознанием только некоторых признаков, так как ученик еще не может проникнуть в сущность предмета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тактика переговорного процесса
Китайцы знамениты своим терпением, выдержкой, пунктуальностью и церемониальностью. Однако знаменитая китайская хитрость – категория нарицательная и субъективная. В большинстве случаев это лишь попытка белого человека оправдать отсутствие ...

Семейное воспитание в становлении самооценки
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустический При демократическом стиле, прежде всего, учитываютс ...