Психология » Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе » Теоретические подходы к проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности. Понятие и основные характеристики развития психических познавательных п
Теоретические подходы к проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности. Понятие и основные характеристики развития психических познавательных п
Страница 2

В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет. И как особый период в жизни ребенка выделился исторически сравнительно недавно и отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе. Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Хронологические вехи и психологические особенности младшего школьного возраста как особого звена всего школьного детства нельзя считать окончательными и неизмененными. С научной точки зрения речь пока может идти об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. И роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в общей исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования[3].

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, которые начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением[4].

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех свойств: особенно резко увеличивается объём, повышается устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения [24, С. 68].

Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны[5].

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ; внутренний план действий[6].

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В связи с переходом к обучению с шести лет и введением четырехлетней начальной школы в последние годы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с семи лет, а с шести. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [13, С. 128].

Обучение в первом классе школы предъявляет к ребенку много разнообразных требований. За год учебы необходимо освоить навыки письма, чтения, счета. Вступление в школьную пору знаменует собой определенный кризис. Как и любой возрастной кризис, протекает на основе как биологических, так и психологических особенностей развития. Возраст 7 лет связан с формированием произвольной регуляции действий и изменениями психологических и физиологических механизмов внимания. Не случайно специалисты по возрастной и педагогической психологии утверждают, что основными новообразованиями младшего школьного возраста, когда ведущей становится учебная деятельность, являются произвольность действий и способность планировать действия во внутреннем плане[7].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Коллектив как социальный объект управления.
В общественном характере производства заложено такое условие, как объединение людей. По мнению К. Маркса, люди не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Ч ...

Предметная, игровая и продуктивные виды деятельности и их своеобразие у глухих и слабослышащих детей дошк-в
Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности ...