|
Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.
Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.
Психолого-педагогическая готовность заключается в:
• Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;
• Знании закономерностей социализации и развития личности;
• Знании целей и технологий воспитания и обучения;
• Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.
Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.
Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:
1. Умение ставить задачи.
2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).
3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.
4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:
самоанализ, самоотчет и т.д.
Содержание теоретической готовности:
Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.
Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.
Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью .
Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:
Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.
Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога
Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения.
Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение ...
Эмпирическая обработка данных. Обоснование выбора
методик
Гипотезой исследования является то, что успешной профессиональной деятельности государственного служащего препятствуют такие социально-психологические характеристики как: низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей, экст ...
|