Психология » Специальная дошкольная педагогика и психология » Профессиональная деятельность и личность педагога - дефектолога
Профессиональная деятельность и личность педагога - дефектолога

Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.

Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.

Психолого-педагогическая готовность заключается в:

• Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;

• Знании закономерностей социализации и развития личности;

• Знании целей и технологий воспитания и обучения;

• Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.

Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.

Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.

Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:

1. Умение ставить задачи.

2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).

3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.

4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:

самоанализ, самоотчет и т.д.

Содержание теоретической готовности:

Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.

Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.

Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью .

Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:

Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.

Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога


Основные психологические школы ХХ-го века
Первые школы, появились в конце ХIХ – начале ХХ века: · Структурализм- научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-е г. ХХ в. и получившие позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение Структу ...

Результаты изучения психологических особенностей больных хроническим панкреатитом в отечественной медицине. Общее представление о хроническом панкреатите
Хронический панкреатит (ХП) – диффузное воспалительное непрерывно прогрессирующее заболевание поджелудочной железы (ПЖ) с развитием необратимых структурных изменений паренхимы и протоков с замещением их соединительной тканью и наличием ра ...