Психология » Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе » Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников
Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников
Страница 3

Если, однако, детей младшего школьного возраста специально с самого начала учить мнемоническим приемам, то это существенно повышает продуктивность логической памяти. Незнание приемов, неумение пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей.

Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития психических процессов младших школьников. Использование резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Развитие психики младших школьников происходит на основе ведущей деятельности – учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются требованиям, а выполнение требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности[21].

Для полноценного формирования ведущих психических процессов важно развитие сенсорной сферы, восприятия, внимания, воображения. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить школьников выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. Для развития осмысленного восприятия полезны задания на сравнение.

Внимание является основой любой интеллектуальной и практической деятельности. В начальной школе особое значение придается формированию устойчивости внимания, определяемой длительностью сохранения концентрации, распределению, то есть умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.

Основным направлением в развитии памяти младших школьников является формирование опосредованного запоминания, использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения[22].

Систематическое проведение внеклассных занятий, таких как придумай продолжение рассказу или сказке, театрализованные мини представления и инсценирование сказок, рисование волшебных героев и несуществующих выдуманных животных помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение[23].

Развитие воображения является важной предпосылкой успешного обучения. По всем школьным дисциплинам имеют место задания, когда надо представить ситуацию, в которой ребенок никогда не был, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Развитие этого важного качества является важной составляющей интеллектуального развития. Формирование воображения осуществляется с помощью заданий, стимулирующих фантазию, предполагающих воображаемые ситуации. К таким заданиям относятся:

1) задания на развитие вербальной фантазии: а) сочинение сказок, историй; б) представь, что будет, если .;

2) задания на формирование невербальной фантазии (создание нового объекта: животного, механизма.);

3) задания на пантомимическую фантазию (изобразить чайник, машину, поезд);

4) задания на развитие зрительного воображения: а) завершить незаконченный рисунок; б) нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры.

Умственное развитие является важной стороной в становлении личности младших школьников, в частности познавательной сферы. С помощью мышления осуществляется поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в вещах и явлениях главного и второстепенного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.

Правильно решить вопрос об условиях и движущих силах психического развития помогает марксистско-ленинское учение о развитии личности. К. Маркс определил сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». Это означает, что психические особенности личности определяются характером общественных отношений. Сущность личности по своей природе социальна. Источники развития всех психических свойств, творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Процесс развития личности – процесс усвоения человеком социального, общественного опыта, который происходит в общении с людьми. В результате этого и формируются психические особенности человека — моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности и способности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Пояснительная записка
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. По характеру и формам организации деятельности выделяют такие уровни развития групп: 1. ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значим ...

Историческая роль концепции В. Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки
1. Вышедшая в 1074 г. основная работа Вундта -Основания физиологический психологии- ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, ...