Психология » Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе » Экспериментальное исследование развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе обучения в школе. Общая характеристика и ход экспериментального исследования
Экспериментальное исследование развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе обучения в школе. Общая характеристика и ход экспериментального исследования
Страница 2

Выявить имеющиеся задатки и способности, определить на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы учащихся.

Основная часть экспериментального исследования направлена на развитие психических познавательных процессов учащихся с использованием занятий в игровой форме.

Повторное диагностическое обследование учащихся проводилось с использованием тех же диагностических методик, что и на начальном этапе. Основная цель – выявить изменения в развитии познавательных процессов учащихся.

Дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, личностному развитию. И, следовательно, уже могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к учащимся, необходимо удостовериться в том, что методика интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.

В ходе исследования использовались тестовые задания, индивидуальные беседы и анкетирование. Предпочтение было отдано тестовым методам, так как это стандартизированные, представляющие собой специальное задание или систему заданий методики. Тесты применяют для получения каких-либо данных. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения.

Традиционный подход к классификации познавательных процессов представляет В.П. Беспалько и В.Д. Шадриков. Данная характеристика познавательных психических процессов представлена в Приложении А.

Комплекс диагностики развития познавательных процессов, включает систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития младших школьников (сферу познавательных процессов).

Психодиагностика детей должна решать следующие задачи:

1. Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы учащихся 1 «А» класса;

2. Выявить имеющиеся задатки и способности.

На начальном этапе эксперимента, с помощью представленного в Приложении Б комплекса методик, проведена диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся 1«А» класса. В ходе диагностики было выявлено, что низкий уровень развития:

- внимания у 11 учащихся

- памяти у 16 учащихся

- мышления у 18 учащихся

- речь у 10 учащихся

- восприятие у 2 учащихся

- воображение у 8 учащихся

Результаты, полученные в ходе проведения исследования, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагога-психолога, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных способностей учащихся и применить на внеурочных занятиях на основе представлений соответствующие игры и упражнения.

Анализ результатов проведённого исследования показал, что уровень развития психических познавательных процессов довольно низкий у большинства учащихся 1 «А» класса и ниже уровня соответствующего возрастной норме. Очевидно, что в исследуемом классе показатели развития отдельных психических процессов многих школьников находятся на недопустимо низком уровне. На основании полученных данных было решено использовать психологические занятия и упражнения в игровой форме на внеклассных занятиях с педагогом-психологом.

Цель следующего этапа исследования – экспериментальным способом апробировать возможность использования в процессе обучения комплекса упражнений и заданий в игровой форме с целью повышения уровня развития психических познавательных процессов учащихся 1 «А» класса.

На данном этапе проведена подборка комплекса заданий, в которой на каждый психологический процесс, рассматриваемый в работе, были подобраны и разработаны упражнения в игровой форме. Далее на этом этапе проводилась работа по развитию познавательных способностей младших школьников.

Основываясь на полученных результатах в ходе экспериментального исследования, занятия проводились с учащимися, развитие психических познавательных процессов которых, находится ни среднем и низком уровне. Практическая работа была проведена с сентября по ноябрь 2009 года и состояла из 10 внеклассных занятий с использованием комплекса упражнений и занятий продолжительностью 25-30 минут. Занятия проводились два раза в неделю, так как это наиболее приемлемо и удобно. При этом ребята, с одной стороны, не перегружены и не испытывают нехватки времени на другие дела, а с другой стороны - приобретаемые интеллектуальные навыки не успевают забыться и интерес к занятиям не угасает. Комплекс заданий и упражнений, используемых на занятиях, представлен в Приложении В.

В Энциклопедическом словаре понятие «игра» формулируется так: «вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Играет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» [25, C.80]. Игровая форма как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание многих современных ученых, психологов, педагогов. Специалисты указывают, что игровая форма – это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания и для воздействия на ребёнка, является, конечно, игровая форма [18, C.41].

Страницы: 1 2 3 4


Диагностика влияния цвета на человека. Цветовые предпочтения детского возраста
Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста в 19 веке первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина (1972) приводятся результаты этих работ, и д ...

Направления в развитии отечественной психологии в XIX в.
Главной предпосылкой развития психологии как самостоятельной науки в XIX в. стали глобальные социальные изменения этого периода - отмена крепостного права, экономические реформы и как следствие начало осозна-вания нацией своей уникальност ...