Психология » Специальная дошкольная педагогика и психология » Характеристика межличностных отношений и социального поведения детей с нарушениями речи разной степени тяжести
Характеристика межличностных отношений и социального поведения детей с нарушениями речи разной степени тяжести

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят духоту, жару, езду в транспорте, долгое качание на качелях. Нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т.е. несформированность общего и орального праксиса).

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причём это утомление накапливается в течении дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребёнка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилии головных болей. Расстройства сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость. Работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу. Выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и память, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функцией речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушения познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учёбе.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей, их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив. Повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.


Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии. « Я – концепция» личности как психологическая категория
Понятие « Я – концепции» вошло в словарь российского педагога – практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога У. Джеймса, основателя психоана ...

Воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением речи
В нашей стране расширяется сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. В детских садах такого типа наряду с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач предусматривается специальная работа по формированию у детей п ...