Разработка и апробация методики
Страница 1

В начале нашей работы над разработкой методики мы собирали диагностический материал, который позволил бы нам выявить агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики:

Первый метод – это тест «несуществующего животного».

Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985 г. Испытуемому в этой методике предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе бумаги и назвать его несуществующем именем.

1. Второй метод – это наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры. Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых, на одну меньше чем детей. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей.

После общего обследования детей из всех имеющихся начальных классов по указанным выше методикам, мы отобрали двадцать человек со средним и высоким уровнем агрессивности. Набранную группу мы разделили на две, по 10 человек в каждой, повторно замерив, уровень агрессивности для точности и сравнения в дальнейшем. С первой группой мы проводили психологическое консультирование по разработанной методике, а со второй не проводилось никаких занятий. После проведения упражнений мы снова провели диагностику агрессии, сравнив результаты до начала консультативной работы и после нее, у двух групп, в одной из которых проходила работа по снижению уровня агрессивности, а в другой – нет.

Ключевые элементы разработанной нами консультативной методики мы представили в таблице 1, в которой первый столбик будет связан с консультативными гипотезами, второй отражает диагностические методики для проверки консультативных гипотез, а третий – методы оказания воздействия.

Таблица 1. Основные блоки консультативной методики

Психологическая проблема

: Агрессивность ребёнка

Консультативные гипотезы

Диагностические методики для проверки консультативных гипотез

Методы оказания воздействия

1.

Агрессивность ребёнка обусловлена семейными факторами

1.

Методика: «Рисунок семьи»

1. Методика «каракули»:

Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии.

2. «Картина мира»:

Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.

а) дефицит внимания по отношению к ребёнку.

2.

Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребёнка

3. «Соломенная башня»:

Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей.

4. «Портрет твоей семьи»:

Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим.

б) Антисоциальное поведение родителей.

в) Стиль семейного воспитания

3.

Отдельная беседа с родителями и ребёнком, а также сбор информации о материальном и социальном положении семьи.

5. Методика «рисование истории»:

Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом, а так же осознание альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

2.

Агрессивность ребёнка обусловлена школьной дезадаптацией.

а)

тревожность, неуверенность в себе.

б)

психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками.

1.

Наблюдение за ребёнком на уроке и перемене, беседа с учителем.

2.

Тест выявления тревожности у ребёнка.

3.

Тест «стиль педагогического общения».

4.

«Социометрическая методика».

Тренинг «Страна понимания»:

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного поведения. Данные упражнения проводятся с 5 -6 детьми. Данный курс после четвёртого упражнения делится по специфике дезадаптации – для тревожных детей и для детей с психологической несовместимостью с классом

3.

Агрессивность ребёнка обусловлена низкими интеллектуальными способностями.

1.

Методика «рисунок человека».

2.

Тест Векслера на интеллектуальное развитее ребёнка.

1. Методика «Наши чувства»:

Цель:

Ознакомить детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением. Посредством отрегаирования негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.

4.

Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия.

1.

Методика «свободный рисунок».

2.

Беседа с родителями на тему увлечений ребёнка в его свободное от учёбы время.

1. Методика «маленький секрет»:

Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

2. «Мои эмоции»:

Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.

3. «Театр из пластилина»:

Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина

5.

Агрессия обусловлена половой принадлежностью.

«Тест Руки» Э. Вагнера.

1. Курс общей работы с мальчиками и девочками, направленный на снижение агрессии посредствам привития норм поведения принятых в современном обществе

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Беседа со всей семьей
Обычно родители считают, что цель психотерапии с их ребенком - это устранение нарушений в поведении и/или психических расстройств ребенка. Однако многие часто недостаточно понимают, что предпосылкой для этого служит хорошая доверительная ...

Запоминание иностранных слов
Для изучения иностранных языков больше всего подойдет способ нахождения слуховой ассоциации. Этот способ состоит в нахождении аналогии в произношении иностранного слова со словом из русского языка. Например, английское слово Sleep [сли:' ...