|  
 В начале нашей работы над разработкой методики мы собирали диагностический материал, который позволил бы нам выявить агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики: 
 Первый метод – это тест «несуществующего животного». 
 Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985 г. Испытуемому в этой методике предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе бумаги и назвать его несуществующем именем. 
 1. Второй метод – это наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры. Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых, на одну меньше чем детей. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей. 
 После общего обследования детей из всех имеющихся начальных классов по указанным выше методикам, мы отобрали двадцать человек со средним и высоким уровнем агрессивности. Набранную группу мы разделили на две, по 10 человек в каждой, повторно замерив, уровень агрессивности для точности и сравнения в дальнейшем. С первой группой мы проводили психологическое консультирование по разработанной методике, а со второй не проводилось никаких занятий. После проведения упражнений мы снова провели диагностику агрессии, сравнив результаты до начала консультативной работы и после нее, у двух групп, в одной из которых проходила работа по снижению уровня агрессивности, а в другой – нет. 
 Ключевые элементы разработанной нами консультативной методики мы представили в таблице 1, в которой первый столбик будет связан с консультативными гипотезами, второй отражает диагностические методики для проверки консультативных гипотез, а третий – методы оказания воздействия. 
 Таблица 1. Основные блоки консультативной методики    | Психологическая проблема
 : Агрессивность ребёнка  |   | Консультативные гипотезы  | Диагностические методики для проверки консультативных гипотез  | Методы оказания воздействия  |   | 1.
  Агрессивность ребёнка обусловлена семейными факторами  | 1.
  Методика: «Рисунок семьи»  | 1. Методика «каракули»: 
 Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии. 
 2. «Картина мира»: 
 Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.  |   | а) дефицит внимания по отношению к ребёнку.  | 2.
  Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребёнка  | 3. «Соломенная башня»: 
 Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей. 
 4. «Портрет твоей семьи»: 
 Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим.  |   | б) Антисоциальное поведение родителей. 
 в) Стиль семейного воспитания  | 3. 
 Отдельная беседа с родителями и ребёнком, а также сбор информации о материальном и социальном положении семьи.  | 5. Методика «рисование истории»: 
 Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом, а так же осознание альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.  |   | 2.
  Агрессивность ребёнка обусловлена школьной дезадаптацией. 
 а)
  тревожность, неуверенность в себе. 
 б)
  психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками.  | 1.
  Наблюдение за ребёнком на уроке и перемене, беседа с учителем. 
 2.
  Тест выявления тревожности у ребёнка. 
 3. 
 Тест «стиль педагогического общения». 
 4. 
 «Социометрическая методика».  | Тренинг «Страна понимания»: 
 Цель: Развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного поведения. Данные упражнения проводятся с 5 -6 детьми. Данный курс после четвёртого упражнения делится по специфике дезадаптации – для тревожных детей и для детей с психологической несовместимостью с классом  |   | 3. 
 Агрессивность ребёнка обусловлена низкими интеллектуальными способностями.  | 1.
  Методика «рисунок человека». 
 2.
  Тест Векслера на интеллектуальное развитее ребёнка.  | 1. Методика «Наши чувства»: 
 Цель:
  Ознакомить детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением. Посредством отрегаирования негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.  |   | 4.
  Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия.  | 1.
  Методика «свободный рисунок». 
 2.
  Беседа с родителями на тему увлечений ребёнка в его свободное от учёбы время.  | 1. Методика «маленький секрет»: 
 Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения. 
 2. «Мои эмоции»: 
 Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия. 
 3. «Театр из пластилина»: 
 Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина  |   | 5.
  Агрессия обусловлена половой принадлежностью.  | «Тест Руки» Э. Вагнера.  | 1. Курс общей работы с мальчиками и девочками, направленный на снижение агрессии посредствам привития норм поведения принятых в современном обществе  |  
 
 Кризис середины жизниНекоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослыми людьми как «тот период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда». 
Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати ле ...
 Предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии,
основные этапы развития психологической науки)Предмет психологической науки - это психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательн ...
 |